«Советский Шаттл»: почему «Буран» совершил только один полёт

Википедия

Целесообразность использования многоцелевого советского комплекса «Буран» в рамках масштабного проекта «Энергия – Буран» оценивается по-разному. Скептики склонны считать, что эта программа была изначально обречена на неудачу.

Его считали «показухой»

Как подсчитали журналисты «Комсомольской правды», на «Буран» было потрачено немногим менее, чем на строительство Байкало-Амурской магистрали (около 17 миллиардов рублей). Игорь Волк, один из пилотов, летавших на этом аппарате, считал, что «Буран» был прежде всего ценен как проект, а не как орбитальный корабль – многие заводы СССР в процессе создания этого «суперсамолета» получили принципиально новое техническое оснащение, был дан толчок к развитию новых отраслей промышленности.


Однако, как полагал Волк, «Буран» изначально не рассматривался как долгосрочный проект – согласно техническим разработкам, которые проводились в рамках создания ракеты-носителя «Энергия», функциональные особенности «Бурана» как нагрузки для нее так до конца и не прописали.
«Буран» был в полете лишь единственный раз, но и этот запуск, по мнению Игоря Волка, был «показухой»: система управления летательного аппарата не соответствовала предъявляемым к ней требованиям – «Буран» должен был пробыть в небе сутки, а сделал всего два витка.

Он был нужен как носитель ядерной бомбы?

В качестве космического челнока «Бурану» прочили большое будущее. Однако в 1992 году программа по его созданию и техническому усовершенствованию была свернута – ее посчитали слишком дорогостоящей и нерентабельной. Сам челнок разрезали на металлолом. На «Байконуре» в результате обрушения конструкций комплекса «Бурана» в 2002 году погибли 8 человек.
По словам научного консультанта РККА «Энергия» Бориса Сотникова, гипотетически «Буран», изначально создававшийся как «космический грузовик», мог служить и доставщиком ядерной бомбы, если бы его конструкцию соответствующим образом доработали. Сотников подтверждает мнение Волка о том, что в результате работы над космическим челноком в отечественной промышленности массово внедрялись новейшие технологии производства, поэтому польза в создании «Бурана» все-таки была.

Был ли он нужен?

На этот счет существуют разные мнения, даже среди разработчиков проекта космического челнока. По словам начальника Центра наземных испытаний и экспериментальных исследований НПО «Молния» Валерия Тимошенко, никому из зарубежных разработчиков космической техники до сих пор не удалось сделать то, что смог «Буран» – автоматическая посадка челнока до сих пор неповторима.
Тем не менее, советский космический челнок так и остался экспериментальной моделью. Развития этот проект не получил. По мнению Игоря Волка, его конструкторы просто не смогли сделать «Буран» по-настоящему эффективным и функциональным – необходимым сегментом космической программы СССР.

Источник ➝

Самый стойкий министр обороны Кавалер двух орденов Ленина крепил обороноспособность нежеланием воевать с Китаем

Генерал армии Добри Маринов Джуров (1916–2002) – мировой рекордсмен по пребыванию министром обороны. Он занимал этот пост с 1962 по 1990 год. И был дважды награжден советским орденом Ленина.

Джуров – один из организаторов национального антифашистского сопротивления. Соединение под его командованием в 1944 году сорвало попытку деблокирования Софии германо-болгарскими войсками, участвовало в освобождении сопредельных районов Югославии (в Сербии и Македонии).

В 1948-м предлагал властям НРБ поддержать инициативу Албании оказать прямую военную поддержку компартии Греции и ее вооруженным формированиям.

Национальное сопротивление британской оккупации и реставрации монархии было подавлено объединенными усилиями США, Англии и Югославии. СССР и его союзники не вмешались ввиду угрозы войны с «новой Антантой».

Для сохранения базы ВМФ СССР во Влере предлагал не обострять отношения с Албанией

В 1947 году Джуров окончил с отличием Военную академию им. Фрунзе. С 1956-го – замминистра обороны НРБ. В 1959-м опять же с отличием окончил Академию Генерального штаба ВС СССР. И был снова назначен замминистра обороны Болгарии.

Чтобы сохранить важнейшую для СССР и Варшавского договора базу ВМФ во Влере, предлагал не обострять отношения с Албанией. Но в Москве не прислушались.

С 1962 по 1990 год занимал пост министра обороны. В тот период болгарские войска, оснащенные современными видами оружия, входили, по оценке британского Military Ваlance, в число наиболее боеспособных в Европе. Джуров санкционировал участие НРБ в операции «Дунай» («Армии – пять, политбюро – двойка»), но и в 1969-м, и десятью годами позже выступал против запросов Москвы о направлении контингента стран ОВД на советско-китайскую границу. Авторитет в Болгарии и Организации Варшавского договора не позволил снять генерала с поста министра за такие воззрения. Но выступить против горбачевской перестройки Джуров не решился.

9 сентября 1974 года в связи с 30-летием победы антифашистского восстания в Болгарии был награжден первым орденом Ленина. Согласно указу ПВС СССР – за военные заслуги и личный вклад в укрепление советско-болгарской дружбы. Награда вручалась в Софии, это сделал председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный. В 1976-м Джуров был удостоен второго ордена Ленина в связи с 60-летием и за заслуги в укреплении обороноспособности Болгарии. Награду вручили в Москве.

Похоронен в Софии с высшими воинскими почестями. Ордена хранит семья военного деятеля.

Алексей Чичкин,
ведущий рубрики

Популярное в

))}
Loading...
наверх