Самый фантастический проект СССР

Летающая субмарина:

Сокровенной мечтой военных любой промышленно развитой страны мира является обладание вооружением, способным незаметно приблизиться к позициям врага, молниеносно нанести удар и невредимым вернуться обратно. Попыткой создания подобного уникального вида вооружения в 1930-е годы в СССР стала разработка проекта устройства, совмещающего в себе функции самолета и подводной лодки одновременно.

Актуальная задача

В наши дни словосочетание летающая подводная лодка звучит довольно странно.

Тем не менее, в 1930-е годы военные всего мира буквально грезили появлением подобного аппарата. Данный механизм мог бы незаметно под водой приблизиться к побережью потенциального противника, подняться в воздух, совершить бомбометания, после чего снова раствориться в глубинах океана.

Идея не только интересная, но и актуальная даже для современных вооруженных сил. Все упиралось в технические возможности инженерной и научной мысли 1930-х годов.

Тем не менее, Сталин, возлагавший большие надежды на создание мощного военно-морского флота, распорядился воплотить данную идею в жизнь. Вскоре в стране, действительно, появился первый проект подобного вида вооружения. Его создателем стал военный инженер Борис Ушаков. Во время прохождения учебы в Высшем морском инженерном институте имени Дзержинского с 1934 по 1937 год талантливый ученый в чертежах сумел совместить в одном целом самолет и подводную лодку.

Уникальный проект

В 1934 году морской инженер разработал и продемонстрировал руководству советского ВПК первый проект подводной лодки-самолета. Внешне это был мощный гидросамолет с тремя моторами, оснащенный перископом. Экспертиза проекта длилась два года, после чего инженера вызвали в Министерство обороны и безапелляционно заявили, что его проект интересен, заслуживает внимания и немедленной реализации на практике.

Дальнейшие работы над созданием подводной лодки-самолета должны были проходить под эгидой Научно-исследовательского военного комитета. Но, к сожалению, когда в 1937 году началась детальная проработка проекта, его сочли слишком сложным и закрыли. Тем не менее, Борис Ушаков был совершенно иного мнения о своем детище.

Работы по созданию подводной лодки-самолета он продолжил самостоятельно. Ученый искренне считал, что реализация его проекта крайне необходима для ВМС СССР. С помощью данного механизма можно было вести военно-морскую разведку, неожиданно атаковать суда и прибрежные города, успешно преодолевать по воздуху морские минные поля, а также всего тремя подводными лодками – самолетами создавать заслон для кораблей противника протяженностью до 10 км.

При этом техническая сторона проекта была полностью продумана и технически реализуема. В лодке было шесть отсеков. В трех из них располагались авиамоторы. Далее следовало жилое помещение, аккумуляторный блок и отсек с гребным электромотором. Все летные приборы находились в герметичных отсеках и не могли пострадать от воды.

Корпус подводной лодки – самолета должен был быть изготовлен из дюралюминия, тогда как крылья предполагалось сделать стальными. Самое грустное, что в 1938 году во время повторного обсуждения возможности создания подводной лодки - самолета правительственная комиссия признала проект технически реализуемым, но закрыла его из-за низкой скорости под водой.

Западные аналоги

Похожие проекты создания подводной лодки-самолета во второй половине XX века появлялись и на Западе. Правда, даже на стадии проекта они существенно уступали изобретению Бориса Ушакова. В США в 1945, а затем в 1960-х годах военные пытались разместить различные летательные аппараты, которые могли бы стартовать с подводных лодок. Но построить летающую подводную лодку никто так и не смог. По крайней мере, официально.

Дело в том, что создание подобного вида вооружения является государственным секретом. Утечка информации в прессу в данном случае исключена.

С другой стороны, интересно отметить, что с середины 1960-х годов во всем мире наблюдается всплеск наблюдения НЛО, поднимающихся в воздух из-под воды. Логично было бы предположить, что это секретные разработки летающих подводных лодок ведущих стран мира, несмотря на то, что практического подтверждения этому пока нет.

Дмитрий Соколов

источник


Наталья Меклин (Кравцова), София Бурзаева, Полина Гельман. 1943 г.


Непринцев Юрий Михайлович. «Балтийцы» 1969

Источник ➝

Точный расчёт? Как Николай I спас Австрийскую империю от развала

В марте 1848 года в Венгрии началась революция. В этой стране, которая входила в состав Австрийской империи, были сформированы свои органы власти и армия. Поначалу австрийский император Фердинанд не оценил должным образом венгерские события. А когда в Вене спохватились, было уже поздно.

Кризис в Австрийской империи

Открытие столкновения между венграми и австрийцами начались в октябре 1848 года. Спустя некоторое время император Фердинанд отрекся от престола в пользу племянника Франца-Иосифа. Тот, к слову, правил 68 лет.

Но наследство ему досталось неважное.

Первые месяцы война с венграми шла с переменным успехом. Но в апреле 1849 года венгерская армия перешла в наступление. Было объявлено о низложении династии Габсбургов и провозглашена республика. Венгры планировали начать наступление на Вену. Империя оказалась на грани полного краха.

Еще в январе 1849 года отдельные отряды русской армии переходили австрийскую границу для защиты городов с немецким населением от повстанцев. Но после обращения австрийского правительства, в войну вмешалась русская армия под командованием графа Ивана Паскевича.

Конечно, вторжение было воспринято венграми резко отрицательно. И европейская пресса постаралась, особенно во Франции и в Англии. Россию там называли "жандармом Европы". Но императора Николая I это особо не впечатляло.

Почему Николай I счел нужным вмешаться

У него были свои мотивы. Во-первых, он считал необходимым следовать принципам Священного союза, созданного после наполеоновских войн. То есть всячески противодействовать революционному движению в Европе. По мнению Николая, он поддерживал легитимное правительство. Так что оценки европейской прессы его не интересовали.

Но было и другое обстоятельство. Дело в том, что на стороне венгров воевали польские эмигранты. Среди них были много тех, кто участвовал в Польском восстании 1830 года. А генералы Юзеф Бем и Генрих Дембинский даже командовали венгерскими армиями.

В Петербурге, разумеется, опасались, что восстание может перекинуться на западные губернии Российской империи. А потому Николай I счел за благо откликнуться на просьбу австрийского правительства.

Вмешательство армии Паскевича резко изменило ситуацию. В течение нескольких месяцев армии повстанцев были разгромлены. Австрийское правительство восстановило контроль над Венгрией.

А спустя несколько лет "отблагодарило" Николая I, пригрозив вступить в Крымскую войну на стороне Англии и Франции. После этого отношения между двумя империями уже никогда не были по-настоящему доверительными.

Картина дня

))}
Loading...
наверх