Гибель «Палатии»: как англичане убили тысячу советских пленных

Трагедия случилась в Норвегии во время Второй мировой войны и была крепко забыта на долгие годы. О ней не писали учёные, она не фигурировала в книгах, включая норвежские справочники.

В 1995 году - к пятидесятилетнему юбилею освобождения Норвегии - вышла энциклопедия «Норск кригслексикон». В ней - порядка 1.000 статей, в том числе и о потопленных кораблях. Про «Палатию» - ни слова, хотя количество погибших на ней больше, чем жертв всех перечисленных в издании катастроф вместе взятых.

По статусу воинского захоронения

И уж совсем недавно «Ассоциация памяти войны» Сорландета собрала деньги на памятник погибшим на «Палатии» советским военнопленным, причём очень долго не могли найти понимания в норвежском правительстве - каждое министерство, куда обращалась Ассоциация, всеми силами отказывалось и отнекивалось.

Наконец, памятник воздвигли. Его открыл король Норвегии, в церемонии участвовали посол России, губернатор и мэр Линдеснеса. Пел хор. Король сказал прочувствованную речь про жертвы, принесённые русскими в борьбе со злом гитлеризма. 

То, что осталось от «Палатии», лежит на дне, на глубине 70-90 метров близ побережья Линдеснеса. Министерство церкви, образования и науки Норвегии присвоило этому месту статус воинского захоронения. За рубежом единственный историк, заинтересовавшийся судьбой пленных бойцов РККА в Норвегии -  Эйнар Штеффенак.

Книга историка Эйнара Штеффенака о советских военнопленных в Норвегии.

Книга историка Эйнара Штеффенака о советских военнопленных в Норвегии.

В «зоне судьбы»

Гитлер считал Норвегию «зоной судьбы» и был уверен, что союзники непременно высадятся здесь, чтобы открыть ещё один путь поставок в Мурманск техники по ленд-лизу. Поэтому фюрер придавал обороне Норвегии колоссальное, едва ли не сакральное значение. Необходимо было и здесь возвести оборонительные сооружения Атлантического вала, для чего из Германии и других мест свозили тысячи советских военнопленных в качестве бесплатной рабочей силы.

Именно этот «груз» - 1.000 человек - был на корабле «Палатия», вышедшего из Штеттина в Олесунн. В Кристиансанне судно задержалось, ожидая эскорт. Конвой вышел из Кристиансанна утром 21 октября 1942 года. В его составе было несколько транспортных судов, танкер и четыре «охотника» за подводными лодками UJ 1704, UJ 5304 и UJ 5307 в охранении. Вскоре у танкера сломался двигатель и его пришлось отбуксировать обратно. Потом один за другим из строя из-за поломок и неполадок стали выбывать «охотники» за подлодками.

Корабль «Палатия» на котором перевозили пленных.

Корабль «Палатия» на котором перевозили пленных.

Справка

«Палатия» была построена в Любеке в 1928 году, это было грузопассажирское судно валовой вместимостью 3.979 брутто-тонн. Его длина составляла 114 метров, осадка без груза 6,9 метров и благодаря двигателям общей мощностью 3.500 лошадиных сил мог развивать приличную скорость 12 узлов. Владельцем «Палатии» была судоходная компания «Гамбург-Америка Лайн». Летом 1940 года, она была продана Советскому Союзу.
Русские переименовали судно в «Хасан». Однако его «советское гражданство» оказалось коротким. 22 июня 1941 года, когда Гитлер отдал приказ о начале «Барбароссы», судно стояло на якоре в Таллине, столице Эстонии. «Хасан» был немедленно конфискован Кригсмарине, а первоначальное название «Палатия» вернулось на его борт.
Последнее плавание «Палатии» началось в Штеттине, судно должно было совершить переход в норвежский Олесунн.

«Палатия» продолжила путь в сопровождении всего одного военного корабля. Погода испортилась, низкая облачность и шторм препятствовали воздушному прикрытию. Поэтому, когда появился британский торпедоносец, «Палатия» была беззащитна. «Хемпден» XA-B, принадлежавший 489-й новозеландской эскадрилье Берегового командования провёл торпедную атаку, пробив дыру в трюме за машинным отделением. Десятью минутами спустя к тонущей «Палатии» подошёл «охотник» за подлодками. Он пришвартовался к «Палатии», с которой на палубу перепрыгнули 20 советских военнопленных и 10 немцев из экипажа и охранения. Из-за шторма корабли жёстко столкнулись бортами, у «охотника» повредился корпус и перестала работать радиостанция. Корабли разошлись и экипаж «охотника» сбросил спасательные концы с прикреплёнными спасательными кругами. Шлюпки спустить не рискнули.

Торпедоносец «Хемпден» XA-B.

Торпедоносец «Хемпден» XA-B.

Спасение утопающих: советских расстреливали в упор

Спасательная операция проходила весьма своеобразно - вытаскивали из воды немцев, если первым за спасательный конец хватался тонущий русский, его убивали из пистолета. По крайней мере так пишет один из немногих выживших советских военнопленных Пётр Литвинцов в мемуарах «Норвежские реалии». По его словам, экипаж охотника действительно не рискнул спустить шлюпки и выбросил только спасательные концы: «Если русский хватал конец без очереди, в него стреляли в упор. Я предупредил об этом товарищей».
Всего спасли 233 человека, из них 92 немецких военнослужащих, 27 членов экипажа вместе с капитаном, из воды были также подняты, по некоторым данным, 78 советских пленных - потом они «исчезли».

«Палатия» продержалась на воде 25 минут, после чего опрокинулась на борт и затонула. Немецкий экипаж и охрана были спасены практически полностью. Советских военнопленных, мокрых и полуголых, с характерными белыми пятнами обморожения на телах, предварительно избив прикладами, провели на пронизывающем ветру через город Штеттин и разместили в холодных бараках за колючей проволокой. Там все они вскоре умерли. Тела были упакованы в бумажные мешки и сброшены в море.

Советские военнопленные в бараке.

 Советские военнопленные в бараке.

Справка

Штеттинский округ (нем. Regierungsbezirk Stettin) являлся одним из округов провинции Померания. Административный центр - город Штеттин (ныне польский город Щецин). Сегодня почти вся территория бывшего округа принадлежит Польше, западная часть (в основном, это упразднённый и переданный в 1932 году в состав округа Штеттин округ Штральзунд) расположена в федеральной земле Мекленбург-Передняя Померания.

Общее число погибших - 986 человек, из них 915 советских военнопленных и 70 немецких солдат и моряков. Эти цифры приводятся в рапорте капитана «охотника» на подлодки, но там расстрел военнопленных из пистолетов представлен как вынужденная мера. 
Все участники спасения получили по 30 крон и выпивку, а также были награждены специальными дипломами.

Константин Барановский

Источник ➝

Точный расчёт? Как Николай I спас Австрийскую империю от развала

В марте 1848 года в Венгрии началась революция. В этой стране, которая входила в состав Австрийской империи, были сформированы свои органы власти и армия. Поначалу австрийский император Фердинанд не оценил должным образом венгерские события. А когда в Вене спохватились, было уже поздно.

Кризис в Австрийской империи

Открытие столкновения между венграми и австрийцами начались в октябре 1848 года. Спустя некоторое время император Фердинанд отрекся от престола в пользу племянника Франца-Иосифа. Тот, к слову, правил 68 лет.

Но наследство ему досталось неважное.

Первые месяцы война с венграми шла с переменным успехом. Но в апреле 1849 года венгерская армия перешла в наступление. Было объявлено о низложении династии Габсбургов и провозглашена республика. Венгры планировали начать наступление на Вену. Империя оказалась на грани полного краха.

Еще в январе 1849 года отдельные отряды русской армии переходили австрийскую границу для защиты городов с немецким населением от повстанцев. Но после обращения австрийского правительства, в войну вмешалась русская армия под командованием графа Ивана Паскевича.

Конечно, вторжение было воспринято венграми резко отрицательно. И европейская пресса постаралась, особенно во Франции и в Англии. Россию там называли "жандармом Европы". Но императора Николая I это особо не впечатляло.

Почему Николай I счел нужным вмешаться

У него были свои мотивы. Во-первых, он считал необходимым следовать принципам Священного союза, созданного после наполеоновских войн. То есть всячески противодействовать революционному движению в Европе. По мнению Николая, он поддерживал легитимное правительство. Так что оценки европейской прессы его не интересовали.

Но было и другое обстоятельство. Дело в том, что на стороне венгров воевали польские эмигранты. Среди них были много тех, кто участвовал в Польском восстании 1830 года. А генералы Юзеф Бем и Генрих Дембинский даже командовали венгерскими армиями.

В Петербурге, разумеется, опасались, что восстание может перекинуться на западные губернии Российской империи. А потому Николай I счел за благо откликнуться на просьбу австрийского правительства.

Вмешательство армии Паскевича резко изменило ситуацию. В течение нескольких месяцев армии повстанцев были разгромлены. Австрийское правительство восстановило контроль над Венгрией.

А спустя несколько лет "отблагодарило" Николая I, пригрозив вступить в Крымскую войну на стороне Англии и Франции. После этого отношения между двумя империями уже никогда не были по-настоящему доверительными.

Картина дня

))}
Loading...
наверх