Влад Свар предлагает Вам запомнить сайт «БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ»
Вы хотите запомнить сайт «БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды
Генерал Власов: путь в предатели
20 июл, 21:04
+7 3
Яндекс.Метрика
Популярное
Мальчиши из деревни Стеблево

Мальчиши из деревни Стеблево

В декабре 1941 года 11-16 летние мальчишки д. Стеблево взяли в руки оружие и почти двое суток обороняли деревню. Москва, декабрь 1941-го 5 декабря 1941 г

21 июл, 12:18
+15 6
ПИСЬМО ВАРЕ

ПИСЬМО ВАРЕ

...Спустя четверть века после войны в глухом и отдаленном от селений бору-верещатнике под Вязьмой однажды наткнулись на поржавевший, укрытый густыми лапами ели

20 июл, 23:53
+2 0
Использование танков Т-18 (МС-1) во Второй мировой войне

Использование танков Т-18 (МС-1) во Второй мировой войне

К началу 1938 года всё ещё находившиеся в строю Т-18 достигли крайней степени износа. В строю к тому времени оставалось 862 танка, включая 160 переда

20 июл, 23:45
+2 0
"Разделы Польши" - борьба цивилизаций за доминирование

"Разделы Польши" - борьба цивилизаций за доминирование

"Разделы Польши" - борьба цивилизаций за доминирование Речь пойдет о т.н. "разделах Польши" - их насчитывают аж 5 штук и Запад, естественно, обвиняя Россию и н

20 июл, 23:44
+2 0
Как немцы взяли в плен два полка американцев. Декабрь 1944 г.

Как немцы взяли в плен два полка американцев. Декабрь 1944 г.

Как немцы взяли в плен два полка американцев. Декабрь 1944 г. Сотрудник разведотдела штаба 12-й группы армий Р. Ингерсолл писал об Арденской операции немцев:

20 июл, 23:43
-1 1
ВХОД НА САЙТ

Что помешало советским космонавтам побывать на Луне раньше американцев

развернуть
Что помешало советским космонавтам побывать на Луне раньше американцев

В самом конце 1968 года советские учёные собирались осуществить первый в мире пилотируемый облёт Луны на космическом корабле «Зонд-7». В рамках «лунной гонки» важно было опередить американцев.

Раскол главных конструкторов

Среди советских главных конструкторов не существовало единого мнения по развитию космической программы. Конструктор лунохода Георгий Николаевич Бабакин говорил, что скорый успех может принести только автоматическое освоение космоса. Сергей Павлович Королёв настаивал на развитии пилотируемых программ. А Владимир Николаевич Челомей (один из ключевых создателей ракетно-ядерного щита СССР) с одной стороны разделял взгляд Бабакина, а с другой – в пику Королёву – предложил свой вариант лунного корабля и ракеты-носителя. Но в 1964 году отстранили от власти Хрущёва, покровительствовавшего Челомею, и заниматься лунной пилотируемой программой поручили Королёву.

Политика и наука

Решения, которые принимали советские чиновники в период «лунной гонки», к сожалению, не все были продиктован здравым научным смыслом. Важно было не облететь Луну на пилотируемом корабле, а важно было сделать это быстрее американцев! Советская лунная пилотируемая программа стала достоянием общественности только в 90-е годы, до этого по политическим соображениям её держали в секрете. Такой подход отчасти стал следствием запоздало решения о включении в «лунную гонку» и вряд ли способствовал целенаправленности решения задач.

Организационные ошибки

Ажиотаж вокруг «лунной гонки» затруднял принятие взвешенных решений. Чиновники поручали разным конструкторским бюро параллельно заниматься одними и теми же задачами, что напоминало попытку решения количеством, а не качеством. Фактически существовало две пилотируемые лунные программы: лунно-облётная и лунно-посадочная, хотя понятно, что первая является частным случаем второй. И по идее пилотируемый облёт Луны должен быть этапом подготовки к пилотируемому прилунению. Дело в том, что ракета-носитель, с помощью которой можно слетать на Луну и обратно годится и для облёта вокруг оной, но не наоборот. Для прилунения необходим корабль другой конструкции с большей массой, а значит и ракета-носитель должна быть с большей тяговой силой, но построить такую ракету сложнее. Поэтому в СССР параллельно работали и над тем и над другим в надежде, что хоть что-то получится.

Финансирование

Важным и "больным" вопросом был вопрос финансирования. Экономия в космической промышленности неуместна. Половинчатость позиции привела к тому, что решили финансировать более дешёвый проект: королёвскую ракету-носитель Н-1 («Носитель-1»), что послужило едва ли не основной причиной неудачи.

Ракета-носитель «Н-1»

Ракета разрабатывалась под руководством Королёва. Но в 1966 году Сергей Павлович умер и после его смерти проект доверили конструктору Василию Мишину. Кто знает, может если бы Королёв довёл до конца свой проект, то всё получилось бы, но судьба распорядилась иначе. Н-1 – ракета-носитель сверхтяжёлого класса. Она предназначалась для вывода в космическое пространство тяжёлого корабля. Ракета состояла из пяти блоков: А, Б, В, Г и Д. Первые три ступени должны преодолеть силу притяжения и добраться до околоземной орбиты, еще две -«сгонять» корабль до Луны и обратно. Посадить в корабль людей решили в случае трёх подряд успешных автоматических полётов, но все четыре старта Н-1, увы, потерпели неудачу. Дважды – 21 февраля 1969 и 3 июля того же года – в рамках лунно-облётной программы и дважды – 27 июня 1971 и 23 ноября 1972 – в рамках лунно-посадочной программы носители Н-1 по разным причинам взорвались, не слишком далеко улетев. А при втором запуске носитель на 23 секунде с начала запуска плашмя упал на место старта, что привело к крупнейшей на тот момент аварии в истории ракетостроения.

Ракета-носитель «Протон»

После первых двух неудачных запусков Н-1 отправили на доработку и вновь обратились к челомеевскому «Протону», который обладал меньшей тяговой силой, но летал, хотя и не всегда. Для пилотируемого прилунения тяговой силы «Протона» недостаточно, а вот для облёта вокруг естественного спутника Земли хватало. Именно ракета-носитель «Протон» должна была 8 декабря отправить к луне советских космонавтов Быковского и Рукавишникова (по другим данным Леонова и Макарова), которые были готовы сесть в корабль и ждали приказа. Но риск был слишком велик, ибо на тот момент в рамках программы не состоялось ни одного идеального полёта. Мудрым решением старт отменили и назначили его месяцем позднее – только без космонавтов. Опасения подтвердились: ракета-носитель взорвалась при старте. Справедливости ради заметим, что спускаемый аппарат системой аварийного спасения (САС) был возвращён на Землю, что означало спасение космонавтов в случае их участия в запуске. Правда в течение месяца, который разделял эти события, американцы запустили свой аппарат к Луне с тремя космонавтами (для сравнения: наш корабль двухместный) и сделали вокруг Луны десять триумфальных витков. Смысл в лунно-облётной программе исчез, и вскоре её закрыли.

«Зонд» и «Союз»

Серия космических аппаратов «Зонд» в рамках пилотируемой лунной программы базировалась на зарекомендовавших себя кораблях «Союз». Печальный опыт неудачных стартов (их было более десятка, но полностью успешный только один: 8 августа 1969) позволил отработать систему аварийного спасения, которая почти всегда удовлетворительно срабатывала. Не было бы счастья, да несчастье помогло! Так или иначе, но учёные делали своё дело и корабли «Союз» и по сей день считаются одними из самых надёжных, что замечательно показано в нашумевшем голливудском фантастическом фильме «Гравитации».


Источник →

Ключевые слова: история
Опубликовано 15.07.2017 в 19:58

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Igor Ivanov
Igor Ivanov Михаил Васильев 18 июля, в 01:38 Так ведь как сигнал с Луны, так и сход с орбиты на Луну может спокойно транслироваться очень даже небольшим автоматическим спускаемым аппаратом. И это тогда действительно было американцам вполне по силам. А вот отправить на Луну реальный спускаемый модуль, да ещё и на трёх человек - это было в принципе невозможно. Т.к. их знаменитые РН "Сатурны" были реально не способны вывести та Текст скрыт развернуть
1
Igor Ivanov
Igor Ivanov Igor Ivanov 18 июля, в 01:41 кой вес даже на околоземную орбиту. Поэтому космонавты торжественно поднимались на лифте наверх, а затем - втихую спускались на землю, а "Сатурн" вёз в космос фактически малюсенький автоматический лунный спускаемый аппарат с магнитофоном, на котором и были записаны знаменитые шаги и прыжки космонавтов "по Луне"... Текст скрыт развернуть
1
Igor Ivanov
Igor Ivanov Михаил Васильев 18 июля, в 01:54 А насчёт Н-1 - это брехня, что он был столь "сырым". Мой отец был соратником Королёва, одним из офицеров, ответственных за запуск ещё Гагарина, и одним из немногих ответственных разработчиков по теме Н-1. Так вот: он всегда говорил, что осталось провести максимум два пуска Н-1 и эта сверхтяжёлая РН стала бы на долгие десятилетия фактически единственной РН СССР. Т.к. она соединяла в себе мощь будущей "Энергии" (реальные "Сатурны" и рядом не стояли) с крайне перспективным модульным принципом так и не доведённой до ума "Ангары", причём модульность включала 3 уровня - от сверхтяжёлого Н-1 до лёгкого последней ступени... Легко понять, сколь болезненной была такая перспектива для "конкурирующих организаций" как в самом Союзе, так и за рубежом. Поэтому есть весьма обоснованное мнение, что дискредитация Н-1 (и её полное уничтожение, что не выполнил на свой страх и риск лишь конструктор двигателей первой ступени!) - это не только внутрисоюзный заговор, но и заговор международный (в котором участвовали и тогдашние т.н. "верхи" Союза). Ведь легко понять, что вырвись Союз столь далеко вперёд в космосе ещё в начале 70-х - ни о каком "мировом доминировании США" не было бы и речи до сих пор... Текст скрыт развернуть
1
Михаил Васильев
Михаил Васильев Igor Ivanov 18 июля, в 08:08 Спасибо Игорь за Ваш ответ! Я имею некоторые понятия по этим вопросам, но они не настолько глубоки, чтобы дискутировать по ним и высказывать свою точку зрения. Говорю только о том, что знаю и в чём разбираюсь. С уважением, Михаил Текст скрыт развернуть
0
Igor Ivanov
Igor Ivanov Михаил Васильев 18 июля, в 11:29 Спасибо за адекватность: вы не представляете, сколько самоуверенных профанов пытаются вещать на эту тему. Особенно меня раздражают те, кто кичится тем, что каким-то боком либо работал на Байконуре, либо имел отношение к созданию той же Н-1. Но ключевое тут - "каким-то боком". Я же - сам был рождён на Байконуре (тогда ещё посёлок Ленинский) в числе первых родившихся и СП (Королёв) в этой связи лично поздравил с этим моего отца :-) Отец был одним из 5 ответственных офицеров за одну из систем РН "Восток" Гагарина. Был настоящим фанатом Н-1 и закрытие уже практически отлаженного проекта стало для него личной трагедией. Но, по воле Фортуны, закончил он свой "звёздный путь" в качестве главного куратора от Байконура знаменитой (и не созданной насавцами до сих пор) системы автоматического взлёта-посадки "Бурана". После развала Союза его множество раз приглашали в НАСА, предлагали идеальные условия: в частную собственность виллу на берегу океана с собственным пляжем, яхтой и эллингом для нее и личного же самолёта + бесплатное прохождение курсов пилота для него и меня. Но отец наотрез отказывался: "Врагам Руси не продаюсь!". Поэтому жили мы с начала 90-х крайне скромно. А в середине 90-х вообще всей семьёй питались только с выделенных огородов (которые потом забрали), т.к. заработанных всеми нами денег хватало только на хлеб, молоко и детское питание моего сына (его мамаша нас тогда и бросила). Но отец и тогда даже подумать не мог продать врагу столь нужные ему секреты... Увы, отца уже нет, как и многих-многих других непродажных творцов будущего того легендарного времени... Текст скрыт развернуть
2
Михаил Васильев
Михаил Васильев Igor Ivanov 18 июля, в 12:42 Много людей в СССР жили и работали как и Ваш отец и для них эта "ломка" идеологий была неприемлема ... Вечная память ему и всем тем, кто не продал Родину!! Текст скрыт развернуть
1
Igor Ivanov
Igor Ivanov Михаил Васильев 18 июля, в 19:15 Спасибо - и будем достойны наших отцов! Текст скрыт развернуть
2
Василий Отмахов
Василий Отмахов 17 июля, в 09:09 Что помешало советским космонавтам "побывать на Луне раньше американцев"? Да более низкий уровент развития советского кинематографа по сравнению с американским... Текст скрыт развернуть
4
Александр
Александр Василий Отмахов 17 июля, в 10:04 Полёт к луне был делом сугубо политическим.Потому и свернули программу Н-1.Хотя за пару.тройку лет ракету бы довели до ума и вполне бы слетали.но только вторыми. Текст скрыт развернуть
1
Михаил Васильев
Михаил Васильев Александр 17 июля, в 13:07 Сомнительно, чтобы Н-1 довели до ума, а вот программу Буран-Энергия закрыли по личному указанию Горбачёва, т.к. она и и наши боевые ракеты мешали американцам. Вот их и уничтожили ..... Текст скрыт развернуть
2
Igor Ivanov
Igor Ivanov Михаил Васильев 18 июля, в 02:08 Михаил - вы сильно ошибаетесь: фактически Н-1 уже "довели до ума"! И если бы не те самые "политические моменты" - то Л-3 действительно приземлился бы на Луне и... наглядно показал всему миру, что все эти "триумфальные" полёты американцев на Луну - всего-навсего качественные голливудские съёмки - и не более!
Насчёт "Бурана" - всё ещё интереснее. Принципиальный прототип "Бурана" (и "Шаттлов";) был разработан в Союзе ещё в конце 50-х. А во время "хрущёвской оттепели" - когда было принято хвастаться перед американцами своим превосходством хоть в чём-то - им и продемонстрировали этот прототип, внешне весьма похожий на будущий "Башмак". Отсюда и почти полная идентичность аэродинамических обводов "Шаттлов" и "Буранов"...
Текст скрыт развернуть
1
Евгений Степанов
Евгений Степанов 17 июля, в 18:16 сколько можно муссировать одну и ту же тему...американцы и на луне?...народ если кто серьезно интересуется поищите в инете. Там найдете все ответы, американцы НИКОГДА НЕ БЫЛИ И НЕ БУДУТ НА ЛУНЕ, только если их туда привезет российский космос, просто с той лунной аферы НАСА СССР получил ОЧЕНЬ большие преференции так что поддержали "репутацию" США как космической державы...... Текст скрыт развернуть
2
Валерий Столяров
Валерий Столяров 17 июля, в 18:42 Глупый вопрос, технологическая отсталось СССР в космосе, признавали это и Королев, и Мишин (за что и полетел с поста). Текст скрыт развернуть
-1
александр самылов
александр самылов Валерий Столяров 17 июля, в 18:59 До сих пор эти распиздяи движок сделать не могут! Текст скрыт развернуть
0
Валерий Столяров
Валерий Столяров александр самылов 17 июля, в 19:10 Дельта и Фалькон летают со своими движками. Меньше смотрите КисельТВ. Текст скрыт развернуть
0
Igor Ivanov
Igor Ivanov Валерий Столяров 18 июля, в 02:11 Вы ещё скажите, что массовые закупки НАСА двигателей первой ступени Н-1 (к сожалению, все другие были тогда уничтожены) - это тоже "газетная утка". Текст скрыт развернуть
0
александр самылов
александр самылов 17 июля, в 18:57 Автор ДЕБИЛ! АМЕРИКАНЦЫ НА ЛУНЕ НЕ БЫВАЛИ! Текст скрыт развернуть
1
Вячеслав Перминов
Вячеслав Перминов 17 июля, в 21:43 Ответ на заголовок - раздолбайство и некомпетентность политического руководства страны, которое постоянно путало планы со свершениями, собственные амбиции с мечтой народа страны, а возможность догнать Америку, с возможностью ее уничтожить. И слава Богу, что не получилось осрамиться на весь мир, да еще положить на алтарь жизни молодых ребят. За спешку в авиации всегда цена высока, а тут уже не спешка была, а истерика. Текст скрыт развернуть
0
Igor Ivanov
Igor Ivanov Вячеслав Перминов 18 июля, в 02:15 Какая "истерика"? Н-1 была уже практически доработана: мой отец - непосредственный и ответственный её разработчик (а до этого - ответственный участник запуска Гагарина) - всегда говорил, что ещё бы пару пусков - и Н-1, с её модульным принципом, на долгие десятилетия стала бы единственной РН Союза. Но как раз это было, мягко говоря, "не нужно" ни её внутрисоветским, ни тем более американским конкурентам... Текст скрыт развернуть
0
Вячеслав Перминов
Вячеслав Перминов Igor Ivanov 18 июля, в 06:05 Истерика высшего политического руководства, которое устанавливало сроки не по объективным причинам, а по календарям знаменательных дат и почесыванию груди в ожидании ордена. И не нужно путать уверенность участника процесса, с показателями реальных пусков, со всем уважением к делам и свершения участников. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 47
Комментарии Facebook

Комментарии к фото