Влад Свар предлагает Вам запомнить сайт «БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ»
Вы хотите запомнить сайт «БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Последние комментарии

александр фадеев
alex
Нет такого русского слова,которое не могло бы стать еврейской фамилией...
alex Кем по национальности был Шамиль Басаев
александр фадеев
Воровство -вот главное занятие россиян.
александр фадеев Развал СССР: кто и какие плюсы получил
anatolii660 reznikov
александр фадеев
Развал СССР: кто и какие плюсы получил
13 фев, 16:15
-2 10
Яндекс.Метрика
Популярное
Кем по национальности был Шамиль Басаев

Кем по национальности был Шамиль Басаев

О Шамиле Басаеве ходит много слухов, касающихся его жизни и деятельности. Некоторые из них вносят путаницу в происхождение полевого командира. По одной из верс

16 фев, 22:54
-9 10
Генерал Жилин о власовцах и Солженицыне

Генерал Жилин о власовцах и Солженицыне

Генерал-лейтенант П. Жилин, член-корреспондент Академии наук СССР. «Известия», №24 (17562) от 28.1.74 г. Отщепенец, поставивший своё перо на службу самым

16 фев, 22:30
0 0
Землетрясение в 1988 году в Армении: самое разрушительное в истории СССР

Землетрясение в 1988 году в Армении: самое разрушительное в истории СССР

ok.ru В 1988 году на северо-западе Армении произошло самое катастрофическое землетрясение за всю историю Советского Союза. Это случилось

16 фев, 14:19
+1 0
Кто втянул СCCР в афганский конфликт

Кто втянул СCCР в афганский конфликт

В 1979 году советские войска вошли в Афганистан. На 10 лет СССР был втянут в конфликт, который окончательно подорвал его былое могущество.

16 фев, 14:18
0 2
Сколько было жён у крестителя Руси князя Владимира

Сколько было жён у крестителя Руси князя Владимира

Князь Владимир Святославович, известный как Владимир Красное Солнышко или Владимир Святой, был женат законным браком то ли семь, то ли восе

16 фев, 14:17
+1 0
ВХОД НА САЙТ

Чем национал-социализм отличается от фашизма

развернуть
Чем национал-социализм отличается от фашизма

Слово фашизм у нас прочно ассоциируется с гитлеровской Германией. Однако глава Третьего рейха Адольф Гитлер исповедовал не фашизм, а национал-социализм. При совпадении многих положений между двумя идеологиями есть существенные различия и даже противоречия.

Тонкая грань

Сегодня любые движения, имеющие крайне радикальный характер, декларирующие националистические лозунги, принято называть проявлением фашизма. Слово фашист, по сути, превратилось в штамп, потеряв свой исходный смысл. Это не удивительно, так как две наиболее опасные тоталитарные идеологии XX столетия – фашизм и национал-социализм – долгое время находились в тесном соприкосновении, оказывая друг на друга заметное влияние.

Действительно между ними много общего – шовинизм, тоталитаризм, вождизм, отсутствие демократии и плюрализма мнений, опора на однопартийную систему и карательные органы. Национал-социализм нередко называют одной из форм проявления фашизма. Германские нацисты охотно адаптировали на своей почве некоторые элементы фашизма, в частности, нацистское приветствие является калькой, так называемого римского салюта.

При повсеместном смешении понятий и принципов, которыми руководствовались нацизм и фашизм между ними не так легко выявить различия. Но прежде чем это сделать, нужно остановиться на происхождении двух идеологий.

Фашизм

Слово фашизм имеет итальянские корни: «fascio» на русском звучит как «союз».
Это слово, к примеру, стояло в названии политической партии Бенито Муссолини – Fascio di combattimento (Союз борьбы). «Fascio» в свою очередь восходит к латинскому слову «fascis», что переводится как «пучок» или «связка».

Фасции – пучки вязовых или березовых прутьев, перетянутых красным шнуром или связанных ремнями – являлись своеобразным атрибутом власти древнеримских царей или магистров в эпоху Республики. Первоначально они символизировали право властей добиваться своих решений применением силы. По некоторым версиям, фасции действительно были инструментом телесных наказаний, а вместе с топором – смертной казни.

Идеологические корни фашизма берут начало в 1880-х годах в таком явлении как Fin de siècle (с фр. —«конец века»), характеризующимся метаниями между эйфорией в ожидании перемен и эсхатологическим страхом перед будущим. Интеллектуальную основу фашизма во многом подготовили труды Чарльза Дарвина (биология), Рихарда Вагнера (эстетика), Артюра де Гобино (социология), Гюстава Лебона (психология) и Фридриха Ницше (философия).

На рубеже столетий появляется ряд работ, в которых исповедуется доктрина превосходства организованного меньшинства над дезорганизованным большинством, легитимность политического насилия, радикализируются понятия национализма и патриотизма. Это приводит к появлению политических режимов, стремящихся к усилению регулирующей роли государства, насильственным методам подавления инакомыслия, неприятию принципов экономического и политического либерализма.

Во многих странах, таких как Италия, Франция, Бельгия, Венгрия, Румыния, Япония, Аргентина в полный голос о себе заявляют фашистские движения. Они исповедуют сходные принципы: авторитаризм, социальный дарвинизм, элитаризм, одновременно отстаиваяантисоциалистические и антикапиталистические позиции.

В наиболее чистом виде доктрина фашизма как власти корпоративного государства была выражена итальянским лидером Бенито Муссолини, который под этим словом понимал не только систему государственного управления, но и идеологию. В 1924 году Национальная фашистская партия Италии (Partito Nazionale Fascista) получила парламентское большинство, а с 1928-го – стала единственной легальной партией страны.

Национал-социализм

Это движение известное под термином «нацизм» стало официальной политической идеологией в Третьем рейхе. Его часто рассматривают как разновидность фашизма с элементами псевдонаучного расизма и антисемитизма, что выразилось в понятии «немецкий фашизм», по аналогии с итальянским или японским фашизмом.

Немецкий политолог Мануэль Саркисянц пишет, что нацизм – это не германское изобретение. Философия нацизма и теория диктатуры были сформулированы в средине XIX века шотландским историком и публицистом Томасом Карлейлем. «Как и Гитлер, Карлейль никогда не изменял своей ненависти, своему презрению к парламентской системе, – отмечает Саркисянц. – Как и Гитлер, Карлейль всегда верил в спасительную добродетель диктатуры».

Главной целью для германского национал-социализма было построение и утверждение на максимально обширном географическом пространстве «чистого государства», в котором главная роль отводилась бы представителям арийской расы, имеющей все необходимое для благополучного существования.

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) находилась у власти в Германии с 1933 по 1945 год. Гитлер часто подчеркивал значение итальянского фашизма, который повлиял на формирование нацистской идеологии. Особое место он отводил Маршу на Рим (шествие итальянских фашистов в 1922 году, способствовавшее возвышению Муссолини), который стал вдохновляющим примером для германских радикалов.

В основу идеологии германского нацизма лег принцип объединения доктрин итальянского фашизма вокруг национал-социалистических идей, где абсолютное государство Муссолини преобразовывалось бы в общество с евгеническим учением о расе.

Такие близкие, но разные

Согласно Муссолини основное положения фашистской доктрины – это учение о государстве, его сущности, задачах и целях. Для идеологии фашизма государство является абсолютом – непререкаемым авторитетом и высшей инстанцией. Все индивиды или социальные группы не мыслимы без государства.

Более четко эта идея обозначена в лозунге, который Муссолини провозгласил в своей речи в Палате Депутатов 26 мая 1927 года: «Всё в государстве, ничего против государства и ничего вне государства».

Отношение к государству национал-социалистов было принципиально иным. Для идеологов Третьего рейха государство – это «только средство для сохранения народа». В отдаленной перспективе национал-социализм не ставил цель поддерживать структуру государства, а стремился реорганизовать его в общественные институты.

Государство в национал-социализме рассматривалось как промежуточный этап, в построении идеального, чистого в расовом отношении общества. Здесь можно усмотреть некоторую аналогию с идеями Маркса и Ленина, которые считали государство переходной формой на пути строительства бесклассового общества.

Второй камень преткновения между двумя системами – национальный и расовый вопрос. Для фашистов был крайне важен в этом отношении корпоративный подход в решении национальных проблем. Муссолини заявлял, что «раса — это чувство, а не реальность; 95% чувства». Более того, Муссолини старался по возможности избегать этого слова, заменяя его понятием нация. Именно итальянская нация была для дуче предметом гордости и стимулом для её дальнейшего возвеличивания.

Гитлер называл понятие «нация» «устаревшим и пустым», несмотря на присутствие этого слова в названии его партии. Национальный вопрос германские лидеры решали через расовый подход, в буквальном смысле путем механической очистки расы и поддержанием расовой чистоты через отсеивание инородных элементов. Расовый вопрос – краеугольный камень нацизма.

Фашистской идеологии в ее изначальном смысле были чужды расизм и антисемитизм. Хотя Муссолини и признавал, что стал расистом еще в 1921 году, но при этом подчеркивал, что здесь нет никакой имитации германского расизма. «Необходимо, чтобы итальянцы уважали свою расу», – так декларировал Муссолини свою «расистскую» позицию.

Более того, Муссолини не раз осуждал евгенические учения национал-социализма о чистоте расы. В марте 1932 года в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом он заметил, что «к настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения».

«Антисемитизма в Италии не существует», – заявлял дуче. И это были не только слова. В то время как в Германии набирали силу антисемитские кампании в Италии многие важные посты в университетах, банках или армии продолжали занимать евреи. Только с середины 1930-х годов Муссолини заявил о белом превосходстве в африканских колониях Италии и перешел на антисемитскую риторику ради союза с Германией.

Важно отметить, что нацизм не является обязательной составляющей фашизма. Так, фашистские режимы Салазара в Португалии, Франко в Испании или Пиночета в Чили были лишены основополагающей для нацизма теории расового превосходства.


Источник →

Ключевые слова: история
Опубликовано 13.11.2017 в 19:55

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Совик ёжиковый
Совик ёжиковый 15 ноября 17, в 13:31 Чё ты до него докопался? Текст скрыт развернуть
-1
Александр Приходько
Александр Приходько Само Гонщик 15 ноября 17, в 14:13 Не нервничай, Самогонщик. Феликс тебя провоцирует и ему твои умствования похуй. И ты и я знаем что ты прав и выразился четко и понятно. А вот разные либеральные говноеды, знающие и хорошо разбирающиеся в сортах говна на такое обижаются. Они же никакого вкуса не ощущают без порции западного дерьма в качестве аперитива Текст скрыт развернуть
1
Анатолий Рыжакин
Анатолий Рыжакин Само Гонщик 18 ноября 17, в 13:29 Да Вы правы только в том что для идиотов нет не какой разницы между Нацизмом, Фашизмом, Социализмом, Коммунизмом. Или на пример чем отличается Гитлеризм от Сталинизма? Текст скрыт развернуть
0
Борис Тросницкий
Борис Тросницкий Анатолий Рыжакин 18 ноября 17, в 17:32 1. Я не говорил, что нет разницы между нацизмом и фашизмом только для идиотов, напротив только для идиотов она есть.
Нацизм- частный случай, одна из форм фашизма.
2. Только идиоты могут ставить фашизм с социализмом (Вы это назвали сталинизмом) в один ранг.
Формулировку фашизма я привел выше и повторять ее не стану, добавлю только, что он характеризуется крайним национализмом и шовинизмом, чего в СССР не было по определению.
Кроме того, в СССР была открыто декларирована диктатура- диктатура пролетариата- самой массовой части советского общества, в странах же "демократии" декларируется всеобщее равенство и отсутствие любой диктатуры при жесткой СКРЫТОЙ диктатуре олигархии- того самого крупного финансового капитала, и только когда обычными способами эта олигархия уже не в состоянии подавлять волю масс, она и "включает" фашизм- ОТКРЫТУЮ свою диктатуру.
Текст скрыт развернуть
0
Анатолий Рыжакин
Анатолий Рыжакин Борис Тросницкий 19 ноября 17, в 21:24 Я Вам не писал про фашизм и нацизм. Я писал другому товарищу. Вот Я и говорю как можно сравнивать Гитлеризм с Сталинизмом, ну вед сравнивают же. Гитлер исповедовал не фашизм, а национал-социализм.При совпадений многих положений между двумя идеологиями есть существенные различие между и даже противоречия. Текст скрыт развернуть
0
Борис Тросницкий
Борис Тросницкий Анатолий Рыжакин 19 ноября 17, в 21:39 Не вижу ни разницы, ни противоречий между нацизмом и фашизмом. Если Вы видите таковые разницы и противоречия, назовите их.
А о сравнении фашизма с социализмом я и говорил, что это либо идиотизм, либо провокация.
Текст скрыт развернуть
0
Сергей Михайлов
Сергей Михайлов Анатолий Рыжакин 21 января, в 09:51 Для идиотов как раз наблюдается разница между всеми вами перечисленными понятиями, каждый из них до вставки будет доказывать различия между измами, даже тех коих не Текст скрыт развернуть
0
Павел Махов
Павел Махов 14 ноября 17, в 16:52 Победителей не судят...не так ли? Текст скрыт развернуть
0
Борис Тросницкий
Борис Тросницкий 15 ноября 17, в 11:01 Резюме: "...нацизм не является обязательной составляющей фашизма".
Правильно, нацизм- одна из форм существования фашизма, а фашизм- по единственной четкой формулировке, данной ему в истории- открытая и жесткая диктатура крупного финансового капитала.
И в Италии, и в Германии, и в тех же Чили с Испанией это условие выполнялось.
.
Так о чем статья? В чем разница частного случая от общего явления?
Текст скрыт развернуть
3
Анатолий Рыжакин
Анатолий Рыжакин Борис Тросницкий 18 ноября 17, в 16:17 Что здесь не понятно.Статья от о чём. Фашизм это союз, вот по этому запад уже давно приравнял СССР к Фашизму, Сталина к Гитлеру. Это всё ещё идёт продолжения к развалу России. Текст скрыт развернуть
0
Владимир Лоскутов
Владимир Лоскутов 15 ноября 17, в 11:41 В статье НЕТ определения ни фашизму, ни нацизму одна вода... Текст скрыт развернуть
0
Борис Тросницкий
Борис Тросницкий Владимир Лоскутов 15 ноября 17, в 17:54 Определение фашизму уже дано без Автора этой статьи, я его привел- это жесткая ОТКРЫТАЯ диктатура крупного финансового капитала.
Ну, а умозаключения Автора о разнице между фашизмом и нацизмом совершенно не убеждают.
Текст скрыт развернуть
-1
Владимир Лоскутов
Владимир Лоскутов Борис Тросницкий 16 ноября 17, в 12:48 Что-то к Индии Ваше определение не подходит, хотя там рафинированный фашизм, нет? Текст скрыт развернуть
0
Борис Тросницкий
Борис Тросницкий Владимир Лоскутов 16 ноября 17, в 18:34 Это не мое, Владимир, я-то не классик...
Но что Вас, собственно смущает в этой формулировке применительно к именно Индии?
И почему там фашизм? там пока либеральная демократия- первый шаг к нему.
Текст скрыт развернуть
0
Евгений Титаев
Евгений Титаев 15 ноября 17, в 12:50 Завуалированное оправдание идеологии врагов. Текст скрыт развернуть
0
Совик ёжиковый
Совик ёжиковый Евгений Титаев 15 ноября 17, в 13:32 Смерть врагам империализма, их подстрекателям, прихвлстням и пособникам !!! Текст скрыт развернуть
0
Михаил Афонин
Михаил Афонин 15 ноября 17, в 14:06 есть такое мнение Текст скрыт развернуть
-2
назар bobsib
назар bobsib 15 ноября 17, в 16:52 статья конечно не дает четкой ясности в определениях , но тема затронута очень важная ! ведь на самом деле поголовное большинство людей не понимают сути фашизма , нацизма и поэтому не могут обоснованно объяснить свое неприятие этих идеологий , тогда как проповедники нацизма и фашизма подготовлены теоретически , имеют свою литературу , приводят кучу примеров своей правоты и при окружающей нас частой человеческой несправедливости , несправедливости власти , непонятных по своей глупости законов эти проповеди часто находят отклик , особенно у неискушенной молодежи ... Давно пора хотя бы на уровне школы , вузов вновь начать изучать основы философии , давать понятия идеологии , научить людей мыслить , что бы научились понимать куда какая идеология ведет ! но в нашей стране до сих пор уже почти 30 лет нет никакой идеологии , никто до сих пор не может дать непредвзятую оценку нашей истории , начиная с 1900 года , многие вообще истории страны не знают .... в результате растем как овощи , не осознавая опыт предыдущих поколений - куда кривая судьбы вынесет , по сути это деградация , как раз то , к чему стремились западные спецслужбы для нейтрализации россии Текст скрыт развернуть
1
Виталий Постнов
Виталий Постнов 19 ноября 17, в 21:53 Для чего искать разницу между нацистами и фашистами ? Автор симпатизирует кому-то ? Статья полное дерьмо ! Текст скрыт развернуть
0
Владимир Климонтов
Владимир Климонтов 6 декабря 17, в 14:48 Ну..в целом, суть обеих концепций отражена верно. Надо только помнить, что при всех ньюансах, их на самом деле много, фашизм и национал-социализм являются разновидностями тоталитаризма. Тоталитаризм происходит от "тотальный"-тотальный всеобщий контроль над всеми сферами общественной жизни. По большому счету. и там, и там в основе лежит идея сверхгосударства, которое выше закона, которое не подсудно и которому всё позволено, которому всё можно.
Наиболее законченной формой тоталитаризма является коммунизм. Еще Николай Бердяев заметил, что Советское государство или Сталинское государство является точной, почти буквальной, проекцией гитлеровского Рейха.
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 26
Комментарии Facebook

Комментарии к фото

александр фадеев
Ого го детёныши уже с бивнями слонов ... смешно...
александр фадеев мамонты
Alexey Guskov
Не уверен, скорее это где-то под Рiвне...
Alexey Guskov Дети учатся стрелять
Геннадий Колесник
Ты просто идиот.
Геннадий Колесник Обезьяночеловек
Аriy7777
ты сам ушлёпок и параноик . оставь в покое Чудинова . ты ещё не дорос до его понимания .
Аriy7777 Битва викингов за Асгард
Евгений не важно
твоя харя похожа на залупу, ну так и что?
Евгений не важно Обезьяночеловек
LEV ZHAVORONKOV
Не с Арарата ли?
LEV ZHAVORONKOV Обезьяночеловек
Виген Егиазарян
Всегда пожалуйста!
Виген Егиазарян Обезьяночеловек
Виген Егиазарян
Виген Егиазарян
Олег Сергеев
Лев Светозаром, я думаю он похож на тебя, а не на Сталина.
Олег Сергеев Обезьяночеловек

---=новое на сайте=---

Кем по национальности был Ша…

Кем по национальности был Шамиль Басаев

16 фев, 22:54
-9 10
Генерал Жилин о власовцах и …

Генерал Жилин о власовцах и Солженицыне

16 фев, 22:30
0 0
Землетрясение в 1988 году в …

Землетрясение в 1988 году в Армении: самое разрушительное в истории СССР

16 фев, 14:19
+1 0
Кто втянул СCCР в афганский конфликт

Кто втянул СCCР в афганский конфликт

16 фев, 14:18
0 2
Сколько было жён у крестител…

Сколько было жён у крестителя Руси князя Владимира

16 фев, 14:17
+1 0
Был ли Гитлер психически здо…

Был ли Гитлер психически здоровым человеком

16 фев, 14:16
0 0
Советские женщины для немецк…

Советские женщины для немецкий оккупантов: разведчицы и «предательницы»

15 фев, 14:14
+5 3
Сколько раз мог погибнуть Гагарин

Сколько раз мог погибнуть Гагарин

15 фев, 14:13
0 0
Суворов и другие самые лучши…

Суворов и другие самые лучшие полководцы в истории

15 фев, 14:13
+2 2
Что искали в Тибете тайные э…

Что искали в Тибете тайные экспедиции Гитлера

15 фев, 14:12
+1 0
СЫНОВЬЯ УХОДЯТ В БОЙ: КАК ВО…

СЫНОВЬЯ УХОДЯТ В БОЙ: КАК ВОЕВАЛИ ДЕТИ СТАЛИНА

14 фев, 23:17
+10 1
Как воевала кавалерия Третьего Рейха

Как воевала кавалерия Третьего Рейха

14 фев, 14:15
+1 8
Долгий побег из ГУЛАГа Славо…

Долгий побег из ГУЛАГа Славомира Равича: правда или вымысел

14 фев, 14:15
+5 4
Как советский агент Богдан С…

Как советский агент Богдан Сташинский готовился к ликвидации Степана Бандеры

14 фев, 14:14
+3 0
«Диктатор чести»: как Джохар…

«Диктатор чести»: как Джохар Дудаев хотел обустроить Чечню

14 фев, 14:13
-13 8
Как японцы использовали само…

Как японцы использовали самолеты-ракеты с летчиками-камикадзе в годы войны

13 фев, 16:16
+1 0
Развал СССР: кто и какие плю…

Развал СССР: кто и какие плюсы получил

13 фев, 16:15
-2 10
Как маршал Константин Рокосс…

Как маршал Константин Рокоссовский стал вице-премьером Польши

13 фев, 16:15
+8 4