Последние комментарии

  • Дмитрий Сидоренко13 декабря, 23:59
    Не он один такой. Я был знаком с бывшим партизаном Ковпака, написавшим книгу о комиссаре Рудневе. Он пробивал её очен...Как советский партизан устроил самую крупную диверсию во время войны
  • Ын13 декабря, 22:57
    У колодца да воды не напиться:)Как это, жить и не воровать?!
  • Алексей Горшков13 декабря, 22:37
    Почему это Брежнев - единственный? Хрущёв и Андропов тоже воевали! Я плохо отношусь к Хрущёву,но то,что он - фронтови...Виноват ли Хрущев в окружении Красной Армии под Киевом в 1941 году

Почему в Советском Союзе было так мало трофейных автомобилей из Германии

Трофейные автомобили из Германии и почему их было не так уж и много.

Трофейные автомобили из Германии и почему их было не так уж и много.

Любая война в истории человечества, помимо всех негативных моментов, связана и с таким вопросом, как «трофейное имущество». Так, на момент окончания Великой Отечественной Германия имела огромнейший парк легковых автомобилей, которые легко превращались в трофеи советских и союзнических военных.

На первый взгляд, бери – не хочу, вот только на практике все было совсем не так просто. Так почему же в победившем СССР было совсем немного автомобилей, привезенных из побежденной Германии?


Автомобили времен Второй мировой войны.

Автомобили времен Второй мировой войны.

С первого дня своей истории, когда люди начали воевать, появились и военные трофеи. Почти всю историю, вплоть до XX века, действовало негласное правило о том, что все имущество побежденных достается победителям. Вот только лидеры народов и армий всегда были заинтересованы в том, чтобы трофеи распределялись, как можно более «справедливо». К слову, официально отдавать города на разграбление мир запретил только в прошлом столетии. Однако ни мародерство, ни трофеи, ни контрибуции никуда не исчезли.

Машин было много.

Машин было много.

В этом вопросе интересным примером является ситуация с военными трофеями СССР в годы Второй мировой войны. По понятным причинам мародерство официально запрещалось (и каралось), хотя по негласному правилу солдатам все-таки разрешалось забирать у побежденного врага (солдата, не гражданского) часы, портсигары и прочие вещи «двойного назначения» - все, что могло сохранить бойцу жизнь или облегчить нелегкий окопный быт. Знать время полезно всегда, а вот снятый у убитого золотой перстень солдату был уже определенно ни к чему.

Не каждый себе мог такую позволить.

Не каждый себе мог такую позволить.

Другое дело автомобили. Хотя автомобили, пригнанные из Германии, и называют трофейными, брались они вовсе не по принципу «что хочу, то и делаю». Абсолютное большинство такой техники считалось контрибуцией. 9 июня 1945 года было выпущено постановление Народного Комиссариата обороны за номером 9036 «О выдаче офицерам и генералам трофейного имущества». Данным постановлением, в том числе, регулировалась и выдача офицерам в личное пользование трофейных автомобилей.

Были очень интересные модели.

Были очень интересные модели.

Тогда же появился гласный табель о рангах. Самые роскошные авто были положены генералитету. На машину среднего класса могли претендовать старшие офицеры. А вот младший офицерский состав в лучшем случае мог рассчитывать на мотоцикл или малолитражную машину. Есть немало историй о том, как старшие по званию отбирали у младших «неположенные» им трофейные авто или обменивали их.

Младшим офицерам мало, что доставалось.

Младшим офицерам мало, что доставалось.

Уже к концу 1945 года ситуация с распределением трофейных авто осложнилась настолько, что претендовать на их получение мог только офицер старше майора. С мая 1946 года трофейные немецкие авто полагались только полковникам (и выше) и только при условии выкупа. Впрочем, купить машину для офицера в те годы не было большой проблемой. Сами машины стоили копейки. Другое дело был бензин, который действительно был на вес золота.

Трофейный автомобиль.

Трофейный автомобиль.

К концу 1946 года ситуация с получением трофейных автомобилей осложнилась еще больше. Наконец заработала граница, а вместе с ней и таможня, которая прекратила беспошлинный ввоз товаров на территорию Советского Союза. В случае с машинами, пошлина была и вовсе огромной.

Непоследнюю роль сыграло и то, что машина в советском обществе расценивалась, как предмет роскоши, элемент буржуазной жизни. А потому трофейный автомобиль по своей сути не мог быть личным, а лишь служебным. Предполагалось, что любая машина была закреплена не за человеком, а за должностью. Куда больше машин досталось не офицерам, а было вывезено в страну для использования разными организациями. Так, например, в послевоенном Ленинграде трофейные немецкие легковушки использовались парком такси.

Источник: http://www.novate.ru/blogs/120...

Источник ➝