Тематические потоки
    О компанииНовостиПартнерамРекламодателямОбратная связьПожаловаться на спамСоглашение

    Последние комментарии

    • КУАТ
      Придуманную хренологами-тартароведами нет. ))Почему в Петербурге сомневались насчет присоединения Казахстана
    • ВЛАДИМИР КВАЛЬ-ВОЛКОВ
      Маратик, Дешт и Кыпчак - понятно и известно. Сам степняк. Вопрос в том, что в материале уважаемого автора звучит не Д...Почему в Петербурге сомневались насчет присоединения Казахстана
    • Лебедев Алексей
      А, так вы еще и истории своего народа не знаете?Почему в Петербурге сомневались насчет присоединения Казахстана

    Москва 80-х. Каждому есть что вспомнить…

    DSCN8367_novyi_razmer

    Этим фотографиям более тридцати лет. В те времена не было ни Инстаграма, ни Интернета. Но было то, что практически исчезло. Центр Москвы в пределах Садового кольца являлся живым городом, который населяли простые москвичи. Ныне та же территория — город “суперживой”, и населяют его непростые “супермосквичи”.

    Собственно, в этом и все отличия…

    clip_image002

    clip_image003

    При просмотре на свежую голову представил, что де кто-то слетал на машине времени в прошлое с гаджетом и невидимый “нафоткал” тогдашнюю тихую дворовую жизнь. По крайней мере, для меня в этих картинках сокрыто нечто мистическое.

    clip_image004

    Хочу поделиться личным околонаучным опытом, на мой взгляд несколько приоткрывающим завесу над загадкой фотографии (как вида деятельности). Мне кажется, эмпирическим путем я приблизился к пониманию сущности фотографии.

    Возможно, при этом я отдалился от чего-то более значимого, тем не менее открытие, которое я сделал (как минимум для себя), считаю значимым.

    Сущность открытия: чем меньше автор подвергает фотографическое изображение какой либо трансформации, тем ценность фотографии выше.

    clip_image005

    Я совсем еще нестарый человек, тем не менее с ужасом для себя обнаружил, что пора уже подводить хотя бы какие-то итоги. То есть, пора начинать копаться в архивах…

    В первый день отпуска копнул — и нарыл коробку со старыми негативами, некоторые из которых уже и желтеть начали. (Черт возьми — надо было лучше промывать).

    clip_image006

    clip_image007

    clip_image008

    clip_image009

    Ничего случайного в мире не бывает, и я не могу начать рассказ словами: «случайно мне попалась коробка с негативами …» Это неправда. Если данная коробка пережила несколько переездов, два потопа и пожар, значит, я ее ценил, оберегал и спасал.

    Я давненько подумывал эти негативы 6х6 отсканировать и рассмотреть изображения внимательней. Но не было технической возможности, ибо мой пленочный сканер предназначен для 35 мм пленки, да и не пользуюсь я им лет шесть, он на антресоли пылится. Только теперь дошло: их можно просто переснять цифровиком на просмотровом столике!

    clip_image010

    clip_image011

    clip_image012

    clip_image013

    clip_image014

    clip_image015

    В 80-е годы прошлого века я работал в одном НИИ и был весьма далек от журналистики.У меня было хобби: фотография. Имелся фотоаппарат «Любитель», и в выходные я просто гулял по окрестным дворам — и при помощи оного «Любителя» производил съемку, как правило — скрытой камерой. Шахтное устройство видоискателя фотоаппарата (как говорят, содранного с «Роллефлекса») тому способствовало.

    Удовольствие снимать 6х6 было недешевым, ведь пленка на 12 кадров стоила 65 копеек, 1/200 зарплаты советского инженера.Одна пленка в переводе на нынешнее бабло стала приблизительно как теперь карточка памяти SD «весом» в несколько «гиг». . Похоже, моя тогдашняя страсть к. фотографированию заставляла отказываться от более традиционных радостей Жизни.

    clip_image016

    clip_image017

    clip_image018

    clip_image019

    Если говорить современным языком, я работал над проектом, который условно можно назвать: «Московские дворики». Это мой «корневой» мир, ибо я родился в старой Москве (именно родился — в роддоме имени Клары Цеткин, что на Таганке) и вырос в московской коммуналке, в доме на углу улицы Грибоедова и переулка Стопани (теперь это — Малый Харитоньевский переулок и переулок Огородной слободы).

    Глядя на приложенные фотографии уважаемый зритель подумает: надо же, сколько уродства нашел автор! Парирую: старая Москва была именно такой! Я просто выходил в субботу утром из своего подъезда и начинал «променад» по окрестным дворам …

    Мой сегодняшний «шок» состоит в том, что я об этом почти забыл, избалованный тишайшими таджиками, вылизывающими московские улицы и дворы.

    clip_image020

    clip_image021

    clip_image022

    clip_image023

    clip_image024

    Великий ненавистник России Астольф де Кюстин заметил, что Россия — страна фасадов. В полной мере это утверждение подходит для Москвы 80-х, города, который, помнится мне, превращался в «образцовый коммунистический».

    clip_image025

    clip_image026

    clip_image027

    clip_image028

    clip_image029

    clip_image030

    Да, город был страшненький. Молодой москвич, обозрев данный видеоряд, подумает, что автор специально выискивал все, что похреновее. Это не так — «зафасадная» Москва отражена мною вполне адекватно! Да, город был, мягко говоря, запущенным … Но он был живой!

    В пределах Садового кольца жили до полумиллиона человек. Да, совковый менталитет не благоприятствовал стремлению к порядку и чистоте. Но как-то, что ли было душевно жить в старой Москве … По крайней мере, в «зачуханном» центре было интереснее, нежели среди стандартных коробок спальных районов.

    Убожество старой Москвы было … разнообразным и прелестным как запущенная барская усадьба. И знаете, на чем «глаз отдыхает»: почти нет автомобилей! Если они и есть, то старенькие, убогие.

    clip_image031

    clip_image032

    clip_image033

    clip_image034

    clip_image035

    clip_image036

    Итак, Москва 80-х … Конечно Москва (в особенности старая) с той поры изменилась. Однако замечу: сфера моего журналистского интереса — русская провинция. Говоря профессиональным языком, я «сижу на этой теме».

    В большинство наших городов то самое состояние, в котором был центр Москвы в 80-х, сохраняется и поныне. Иногда я ловлю себя на мысли: может быть, моя любовь к российской глубинке основана на подсознательном стремлении вернуться в МОЮ Москву?

    clip_image037

    clip_image038

    clip_image039

    clip_image040

    clip_image041

    Работая над своей съемкой 30-летней давности, я был обуреваем особым чувством: будто я сел в некую машину времени — и слетал в 80-е годы прошлого века! Да, я тоже поменялся, 30 лет назад в старой Москве жил совсем другой человек, склонный к саморефлексии юноша, искренне любящий фотографию.

    Соглашусь, что он не умел хорошо снимать. Но он обладал несомненным качеством: умел оставаться незаметным.Сей мальчик мог полностью раствориться в бытии, подарить зрителю фотографии уникальную возможность и особенный кайф: созерцать мир ЗАПЕЧАТЛЕННЫЙ, не подвергнутый авторской интерпретации, напрямую.

    clip_image042

    clip_image043

    clip_image044

    clip_image001

    clip_image045

    Здесь вырисовывается главная, природная особенность фотографии: она плюет на временные условности, вообще на все плюет. И прежде всего — на авторские изыски. Как хорошо, что я не использовал т.н. «Фотографические эффекты» (хотя увлекался изогелией и соляризаций)!

    Любое тогдашнее насилие над оригинальным изображением (и, кстати, постановочную съемку) я бы сегодня воспринял как извращение. Хочется воскликнуть: «Как мало искусства и как много естества!»

    clip_image046

    clip_image047

    clip_image048

    clip_image049

    clip_image050

    Я себе благодарен так же за то, что в некоторых случаях поймал удачный момент. С ракурсом плоховато — все снято «с пупа», на уровне пуза (особенность камеры с шахтным видоискателем). И все же я склонен думать, что мною достигнут некий «художественный эффект». Во всей съемке чувствуется какое-то напряжение, предчувствие … Такое, знаете, состояние — будто скоро грянет ливень с грозой. Обманчивый покой …

    clip_image051

    clip_image052

    clip_image053

    clip_image054

    Сейчас, с «высоты» своего более-менее образования я могу сказать: автор использовал архетипы. Мотив подворотни как «тоннеля в иной мир» — ведущий. Одновременно подворотня — своеобразная сцена, экран, паспарту и, простите, удобная позиция для соглядатайства.

    Другой архетепичный мотив — птицы, замкнутые в городских стенах. Значит, происходил отбор материала, что уже говорит о попытках художественного осмысления.

    clip_image055

    clip_image056

    clip_image057

    clip_image058

    clip_image059

    clip_image060

    Не мне судить об эстетической ценности серии «Московские дворики». Однако отмечу факт: за 30 лет выросла ценность данных фотографий как ДОКУМЕНТА. Перед нами престает во всей своей наготе (ну, не красе же! ..) Ушедшая Москва. Вот, говорят с придыханием: «Старый ленинградец …». В моей Москве жили «старые москвичи», которые несли особенный характер Москвы купеческой, которая в XIX веке являлась столицей русской провинции, городом, в котором «так много для сердца русского сплелось …»

    clip_image061

    clip_image062

    clip_image063

    clip_image064

    Ныне я живу в обычном московском спальном районе. Если бываю в местах своего детства, каких-то ностальгических чувств не испытываю. Моей Москвы нет, она ушла в небытие.

    Вроде бы те же дома, те же подворотни (большинство, правда, закрыты воротами с кодовыми замками, в том числе и мой «родной» двор), даже Дворец пионеров имени Крупской (бывший особняк купца Рябушинского) остался, а рядом красуется памятник юному Ильичу (или уже сняли? ..)!

    В переулке Огородной слободы за 30 лет сломали всего-то три дома, остальные стоят, как стояли. И все равно все какое-то чужое, ненастоящее.

    clip_image065

    clip_image066

    clip_image067

    clip_image068

    clip_image069

    Но частичка той, моей Москвы сохранилась в негативах 6х6… Я вглядываюсь в эту съемку и будто бы на машине времени переношусь туда, в милый моему сердцу город…

    clip_image070

    clip_image071

    clip_image072

    clip_image073

    clip_image074

    clip_image075

    clip_image076

    clip_image077

    Автор: Геннадий Михеев

    Источник ➝

    Популярное

    ))}
    Loading...
    наверх