Последние комментарии

  • Валентин Щербаков25 августа, 18:35
    Почему лжец Леонов столько времени публично врал о высадке пиндосов на Луне или ему хорошо заплатили, когда перестану...Вдогонку к юбилею лунной аферы США
  • Роберт Сергеев25 августа, 18:21
    Кто же это такой? Но это не Хартман!Ошибка Покрышкина: первый сбитый самолет знаменитого аса был советским
  • Виктор Сердюк25 августа, 17:15
    После драки-кулаками не машут ...  Знать бы где упасть - солому бы подстелил... СССР не вернуть... НО НАДО ЧТО ТО ДЕЛ...Двадцать восемь лет назад…

Как советский партизан устроил самую крупную диверсию во время войны

Белорусского железнодорожника Федора Крыловича на фронт не взяли. Он остался в родных краях, где летом 1943 года совершил одну из самых масштабных диверсий за всю историю Великой Отечественной войны. Крылович уничтожил эшелоны с продовольствием, бензином, вражескими боеприпасами и знаменитыми немецкими танками «Тигр».

Электрик-диверсант

Федор Андреевич Крылович родился в семье железнодорожного кондуктора в 1916 году. Жили Крыловичи в городе Осиповичи (Могилевская область, Белоруссия). До армии Федор тоже работал на железной дороге монтером-электриком. Годы его службы совпали с известными событиями на Халхин-Голе и советско-финской войной, поэтому Крылович стал и их участником. Когда молодого человека демобилизовали, он вернулся в родные края. Но мирная жизнь оказалась недолгой. Едва узнав о нападении Германии, Крылович отправился в военкомат. Однако ему, как железнодорожнику, на фронт идти запретили. Несмотря на это, Федор не желал сидеть сложа руки и решил вместе с другими подпольщиками бороться с врагом.

Немцы были в Осиповичах уже в конце июня 1941 года. Крылович продолжал трудиться электриком и одновременно осуществлять небольшие диверсии. Спустя какое-то время Федору и его товарищам удалось наладить связь с партизанским отрядом «Храбрецы», командовал которым Александр Рабцевич, и оказывать коллегам посильную помощь. Так продолжалось 2 года.

 

Сломанный семафор

Летом 1943 года на станцию Осиповичи прибыл немецкий эшелон с горючими материалами: бензином и автомобильным маслом. Допустить его дальнейшее продвижение было нельзя. Поздним вечером 29 июля Крылович пробрался к месту своей работы и вывел из строя один из семафоров. Утром захватчики заметили неполадку и вызвали электрика для ее устранения. А Федор только этого и ждал. Он захватил с собой инструментальный ящик, в котором уже лежали 2 магнитные мины. Несмотря на то, что монтер Крылович двигался в сопровождении охранника из числа немецких солдат, монтер смог уловить момент и установить мины в голове и хвосте поезда.

Крылович уже находился дома, когда услышал первые взрывы. Огонь перекинулся на другие эшелоны, в которых, кроме продовольствия, оказались снаряды и авиабомбы противника, бронемашины и танки «Тигр». Все это было уничтожено. Всего сгорели дотла 4 вражеских эшелона, 5 паровозов, 5 танков, 10 бронемашин, 28 цистерн с горючим, 67 вагонов с боеприпасами и 12 – с продовольствием. Пламя бушевало несколько часов.

После войны

Понятно, что Крылович был разоблачен, а потому электрик тут же исчез из города. Он примкнул к партизанам под командованием будущего героя Советского Союза Виктора Ливенцева. Там он продолжил диверсионную деятельность. Крылович не раз был ранен и получил несколько тяжелых контузий. В 1944 году в связи с последствиями этих ранений он уже не мог воевать и его что называется «списали на берег».

После того, как война закончилась, Крылович снова стал работать электромонтером в Осиповичах. Несмотря на все его заслуги и проявленную отвагу, еще несколько лет у него не было ни одной награды, кроме медали «Партизану Великой Отечественной войны». Только в 1949 году ему вручили орден Ленина.

Здоровье Федора Крыловича было подорвано, поэтому прожить долгую жизнь ему было не суждено. Он скончался в возрасте 43 лет. Только спустя много лет о подвиге белорусского электрика стали наконец вспоминать, назвали его именем улицу в Осиповичах и установили мемориальную доску.

Источник ➝

Популярное

))}
Loading...
наверх