Последние комментарии

  • Виктор Луговой18 июля, 17:32
    Если спич за девяностые, то как-то слабенько. А почему всё сладости и жвачки? Статью что, рыбёнок писал? "Анкл Бенса"...12 продуктов родом из 90-х, о которых вспоминается с улыбкой
  • Валерий Степкин18 июля, 17:28
    в итоге так и не понял о чем автор. о глупых русских так падких на иностранное и не способных даже прокормить себя ил...12 продуктов родом из 90-х, о которых вспоминается с улыбкой
  • Лаврентий Палыч Берия18 июля, 17:26
    После 1942г немцы стали собирать ЛЮБОЕ трофейное оружие и амуницию СССР. В первые месяцы войны они или бросали трофей...Почему немецкие солдаты в некоторые периоды войны носили советские каски
  1. Блоги

Die Welt (Германия): как концерны США сотрудничали с Гитлером

«Дженерал моторс», «Форд» и «Стандард ойл» вели успешный бизнес с Третьим рейхом. Контакты с Германией не были незаконными, но все равно считались среди американцев чем-то предосудительным, ведь все знали, как ведут себя нацисты в Европе. О тогдашних связях между Германией и США ходит много слухов.
Есть ли в них доля правды, выясняет немецкая газета «Вельт».

«Дженерал моторс» (General Motors), «Форд» (Ford) и «Стандард ойл» (Standard Oil) вели успешный бизнес с Третьим рейхом — как минимум, до начала 40-х годов. О тогдашних связях между Германией и США ходит много слухов. Есть ли в них доля правды?

Генрих Рихтер был исключительно хорошо осведомлен. Этот берлинский адвокат сообщил 30 января 1943 года на совещании в имперском министерстве экономики, что «компания „Дженерал моторс" списала всю свою собственность в „Опеле" до последнего цента». Таким образом, по его мнению, национализация, запланированная министерством, не потребуется. Она даже имела бы негативные последствия для будущих торговых отношений — после «окончательной победы».

Действительно, компания «Дженерал моторс» (GM), отчитываясь задним числом за 1941-й налоговый год, объявила все свои инвестиции в заводы «Опель» в Рюссельсхайме и Бранденбурге безвозвратной потерей. За это американское казначейство присудило компании 22,7 миллионов долларов в качестве налоговой льготы — весьма солидную сумму по тем временам.

Но примечателен, однако, не сам факт списания, а скорее то, что Генрих Рихтер об этом знал. Во-первых, детали налогообложения относятся в США к конфиденциальной информации. Во-вторых, на конец января 1943 года Соединенные Штаты и нацистская Германия уже год как находились в состоянии войны. И в-третьих, компания «Дженерал моторс», крупнейший производитель автомобилей и как тогда, так и теперь один из самых могущественных концернов мира, отрицал, что в период между 1941 и 1945 годами имел какие-то связи с немецкой дочерней фирмой «Опель».

Если Генрих Рихтер не был ясновидящим, то он получил информацию все же из центрального офиса «Дженерал моторс», предположительно через уполномоченного компании в оккупированной Дании. Несмотря на войну, подобная коммуникация была полезной для обеих сторон: ведь Рихтер в случае национализации потерял бы влияние, а американский концерн испытывал бы после войны трудности с возвратом собственности.

Контакты между доверенным лицом «Опеля» Рихтером и центральным офисом «Дженерал моторс» в 1942-43 годах проливают свет на деловые связи концернов США с Третьим рейхом. У более 300 средних и крупных компаний в период с 1933 по 1939, а у некоторых — и до 1941 года солидная часть товарооборота приходилась на Германию.

Неудачная идея сценаристов телесериала «Подводная лодка» компании «Скай» привлекла внимание общественности к этому сотрудничеству. В фильме утверждается, что инвесторы из США финансировали вооружение вермахта и хорошо заработали на этом. В действительности бурное развитие немецкой военной промышленности стало возможным лишь благодаря долгам и финансовым махинациям, а иностранный капитал не играл в этом деле никакой роли.

Но тем не менее между гитлеровской Германией и США действительно существовали нормальные деловые отношения. До того, как Германия объявила США войну, такие контакты не были незаконными. Но и тогда они считались в Америке чем-то предосудительным из-за методов обращения нацистов с политическими противниками и евреями, а также из-за постоянного нарушения Гитлером норм международного права.

Центральному офису «Дженерал моторс» эта дилемма была известна. Топ-менеджер Джеймс Д. Муни (James D. Mooney) приезжал в Германию в конце 1939, а затем в феврале 1940 года. В этих поездках он пытался смягчить позицию властей в Берлине. Управленец надеялся, что сможет умерить пыл «коричневых» властителей, но он оценивал ситуацию совершенно ошибочно. Вскоре это поняли и в центральном офисе «Дженерал моторс»: весной 1941 года граждане США, занимавшие руководящие должности в «Опеле», были отозваны из страны. С тех пор только адвокат Генрих Рихтер представлял в Германии интересы концерна.

Он все время успешно сопротивлялся попыткам СС использовать на заводах «Опель» заключенных концлагерей. Однако предприятие было включено в систему, где трудились и «иностранные рабочие». Тысячи военнопленных и гражданских лиц из Франции, Бельгии и Нидерландов должны были вкалывать на заводах «Опеля», с 1942 года к ним присоединились «восточные рабочие» из Советского Союза.

Контакты между американскими фирмами и Третьи рейхом были подчас довольно интенсивными. Но распространенное объяснение, что концерны были заинтересованы лишь в прибыли, не раскрывает полной картины. Уже вскоре после прихода к власти нацистов американским фирмам запретили выводить прибыль из Германии, деньги должны были реинвестироваться на месте. «Дженерал моторс», например, инвестировала доходы от «Опеля» в основном в завод в Бранденбурге.

Однако полностью отсутствуют доказательства того, что материнский концерн в США в период с 1941 по 1945 годы оказывал прямое влияние на дочерние предприятия в Германии. Нет доказательств, что руководство компании получало прибыли от немецкой военной промышленности. Напротив, при строгом контроле финансовых отношений между гитлеровской Германией и США этого просто не может быть. 

Источник: 
Источник ➝

Популярное

))}
Loading...
наверх