Письма американок с просьбой о вступлении в Красную Армию

Заключительный этап Великой Отечественной войны был ознаменован полным освобождением советской территории от немецко-фашистских захватчиков, избавлением от «коричневого ига» десятков европейских государств, межправительственными переговорами лидеров стран антигитлеровской коалиции, предопределившими облик дальнейшего мирового устройства. Все эти важнейшие события широко освещались заокеанскими СМИ и активно обсуждались американской общественностью.

Хранящаяся в отдельном фонде Архива внешней политики Российской Федерации (АВП РФ) корреспонденция граждан США, полученная советским посольством в Вашингтоне с января 1944 по май 1945 года, свидетельствует не только о большом интересе американцев к европейскому театру военных действий, но и об искреннем желании многих из них внести личную лепту в разгром общего врага в качестве красноармейских добровольцев.

В рассматриваемый период советским посольством было получено 351 письмо.

За 1944 год пришли 124 сообщения с материальной поддержкой;

120 — с выражением дружеских чувств;

ещё 28 писем содержали просьбы о зачислении в ряды Вооружённых сил СССР.

В период с января по май 1945 года писем с выражением дружеских чувств было получено 48, с материальной помощью — 25 и с просьбой принять в ряды Красной армии — 6. Наибольшее количество писем от добровольцев в 1944 году пришло из следующих штатов: Иллинойс — 3, Техас — 3, Калифорния — 3, Нью-Йорк — 2, Джорджия — 2, Флорида — 2, а также по одному письму из Миннесоты, Огайо, Арканзаса, Аризоны, Оклахомы, Массачусетса, Орегона, Индианы, Мичигана, Делавэра, Миссисипи, Теннеси. Шесть писем 1945 года — это сообщения из Канзаса, Техаса, Иллинойса, Аризоны, Джорджии, Канады. Как видим, самые активные адресанты проживали в экономически развитых штатах США: в Иллинойсе, в Нью-Йорке, в Техасе. Стоит сразу отметить, что на все обращения подобного рода посольство отвечало стандартным отказом.

Вторая мировая война оказала сильное влияние на всё американское общество, в частности, ускорив процесс его феминизации. Об этом красноречиво свидетельствуют сохранившиеся в архиве послания.

В январе 1944 года в советское посольство пришло интересное письмо из штата Огайо, написанное молодой девушкой. Из журнала, посвящённого авиации, она узнала о «деятельности русских лётчиц». Автор просила дать больше сведений о женском подразделении Военно-воздушных сил СССР и полюбопытствовала насчёт возможности американской гражданки служить в нём. Елизавета де Буис аргументировала своё желание сочувствием Советскому Союзу в войне и стремлением помочь своим умением пилотировать. На момент написания письма ей был 21 год, она уже имела лицензию частного пилота с примерно восьмьюдесятью часами налёта, а также опыт инструктора.

Летчицы женской службы пилотов ВВС США (Women Airforce Service Pilots, WASP) у пикирующего бомбардировщика А-25А «Шрайк» (Curtiss A-25A «Shrike», принятое у союзников обозначение бомбардировщика Curtiss SB2C-1 Helldiver аэродромного базирования).

В июле пришло письмо от энтузиастки воздухоплавания миссис Е.В. Бакевилль из штата Нью-Йорк. Она хотела служить в «Русских военно-воздушных силах» и интересовалась, может ли гражданка США поступить в советские ВВС. Автор называет причину, по которой не смогла осуществить свою цель дома, — прекращение набора добровольцев в «Женскую военную службу пилотов». Миссис Бакевилль возлагала большие надежды на советских дипломатов и завершала своё письмо эмоциональной фразой: «Я хочу сделать полёты целью моей жизни и работы».

В наше вашингтонское посольство писали и те женщины, которые прошли службу в «Женской военной службе пилотов». 4 октября из штата Техас пришло письмо от лётчиц Х.К. Кеньон и М.А. Вилкинс, которые просили принять их в советские ВВС. Причинами подобного обращения были опасения, что их опыт и знания не будут востребованы, ибо «уже 20 декабря 1944 года служба будет расформирована».

Подобно миссис Бакевилль они предлагали свои услуги по перевозке грузов по воздуху, испытанию самолётов и выполнению других функций, связанных с авиацией. Как и предыдущий автор, Х.К. Кеньон и М.А. Вилкинс заканчивают письмо на высокой ноте: «Мы очень хотим “Продолжать полёт” (“Keep ‘Em Flying”)» и выражают надежду на благоприятное решение их вопроса.

Роль советских женщин в защите Родины от захватчиков интересовала мисс Марсии Кортни из штата Джорджия. В письме, отправленном 5 августа 1944 года, она желала знать, возможно ли принять участие в качестве пилота в небоевых действиях Красной армии: эвакуации раненных, транспортировке различных грузов. Описывая свой опыт пилотирования, автор утверждала, что может управлять как одномоторным, так и двухмоторным самолётами.

Военнослужащие женской вспомогательной службы сухопутных войск капрал Роуз Читла (Rose Chytla) и рядовая Бетти Смит (Betty Smith) в башне управления полетами аэродрома Рендольф Филдс, штат Техас.

Мисс Марианн И. Берд из штата Индиана, отправившая письмо 27 октября 1944 года, также проходила обучение и службу в «Женской военной службе пилотов». Она начинает своё послание с указания на скорое закрытие организации, в связи с чем предлагает использовать накопленные ею знания и навыки в Советском Союзе. Из её краткой автобиографии следует, что мисс Берд была очень опытным авиатором. В свои 22 года эта выпускница армейского курсантского училища имела 600 часов налёта (начала летать с 1938 г.) и опыт пилотирования шестнадцати самолётов, включая бомбардировщики.

Предстовший роспуск «Женской военной службы пилотов» волновал также и Есфирь Е. Ноффке из штата Теннеси. 6 декабря 1944 года она отправила послание в советское посольство. Из автобиографии, изложенной в документе, следовало, что она имела около 700 часов налёта, летала на бомбардировщиках, знала штурманское дело, но не владела русским языком. Впрочем, если будет достигнута договорённость о принятии её на службу в ВВС СССР, то она готова устранить этот пробел.

Госпожа Ноффке выразила намерение начать службу после Нового года, но ставила условие, что за ней должно быть сохранено американское гражданство.

Маргарет М. Муре из штата Миссисипи также состояла в «Женской военной службе пилотов». Её от других лётчиц отличало разностороннее образование: степень бакалавра искусств Луизианского университета, дополнительное двухгодичное обучение музыковедению и подготовительные медицинские курсы. Как и предыдущие авторы, она желала знать, может ли пригодиться её опыт в СССР.

Горячим желанием продолжить свою службу в советской военной авиации проникнуто письмо Марты Эндертон из штата Нью-Йорк от 20 ноября 1944 года. Она просила дать информацию о наличии в советских ВВС женских лётных подразделений и возможности вступления в их ряды. Желание автора было так сильно, что она завершила письмо фразой: «Тяжёлые условия, связанные с реализацией моей просьбы, не могут сломить моего намерения…».

 

Получив от советских дипломатов отказы на обращения своих подчинённых, в посольство 29 января 1945 года написала сама руководитель «Женской военной службе пилотов» Жаклин Кокран.

Жаклин Кокран (Jacqueline Cochran, 11.05.1906 — 09.08.1980) — пионер американской авиации, одна из самых одаренных женщин-пилотов своего времени.

Причины закрытия службы автор не назвала, ссылаясь на приложенную копию приказа генерала Х.Х. Арнольда. Оставаясь в военном ведомстве, Жаклин Кокран помогала демобилизации и трудоустройству своих бывших коллег на работу, связанную «с авиацией для женщин-пилотов дома или за рубежом». Она обращала внимание на то, что есть примерно тысяча высококвалифицированных специалистов «слабого пола», которые могут пилотировать различные типы самолётов, так как «получили подготовку, идентичную курсантам ВВС».

Перечислив разнообразные достоинства своих бывших подчинённых, госпожа Кокран перешла к разговору о советских женщинах-лётчицах, которые «несут разнообразную службу в ВВС». Помощь им в небоевых работах могли бы оказать некоторые лётчицы из «Женской военной службы пилотов», если советская сторона согласится с подобным предложением.

Источник ➝

Ялтинский бильярд, сталинская кладка Карта послевоенного мира определялась на рубеже Висла – Одер

75 лет назад за «круглым столом» в Ялте три лидера определили контуры не только послевоенной Европы, но во многом и мира на полвека вперед. Военной прелюдией исторической встречи в верхах стали события на Висло-Одерском рубеже и в Арденнах.

В декабре 1944 года Берлин решился на отчаянный шаг, инициатором которого был Гитлер. Германское командование, собрав в кулак крупные силы, в том числе бронетанковые, начало контрнаступление в Арденнах и в Эльзасе. Оно стало последней серьезной попыткой гитлеровского режима изменить ход войны.

Англо-американские войска оказались в сложном положении…

А на Восточном, советско-германском фронте ранним утром 12 января 1945 года началась знаменитая Висло-Одерская операция – стратегическое наступление советских войск на правом фланге, в районе между реками Висла и Одер (Oder по-немецки, Odra по-польски и по-чешски). Она проводилась силами 1-го Белорусского (командующий – Георгий Жуков) и 1-го Украинского (Иван Конев) фронтов по 3 февраля. Однако ранее в стратегических планах советского командования 12 января как дата начала наступления отнюдь не значилось. Оно было запланировано на более позднее время – 20 января.

Как же нам не хватало этой потерянной недели, признавался маршал Конев

В чем же причина переноса начала Висло-Одерской операции? В первые дни нового года премьер-министр Великобритании Черчилль обратился к Сталину с просьбой начать операцию раньше. Сэр Уинстон полагал, что неожиданное наступление русских отвлечет крупные силы вермахта с западноевропейского фронта и облегчит положение англо-американских войск в районе Арденн. Советское Верховное главнокомандование с пониманием отнеслось к этой просьбе и дало положительный ответ. Командующие фронтами получили распоряжение ускорить подготовку операции. Таким образом Сталин пошел навстречу союзникам и приказал перенести ее начало с 20 на 12 января.

Но приказать легко. А сделать? Начать на неделю раньше масштабные наступательные действия огромных сил и средств – дело очень сложное. «Как же нам не хватало этой потерянной недели!» – откровенно скажет потом маршал Конев.

К тому времени расстановка сил была следующей. Двум советским фронтам противостояли три немецкие армии: 400 тысяч человек и несколько тысяч единиц техники. Помимо сплошных линий обороны общей глубиной до 600 километров противник создал несколько укрепрайонов. В 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах насчитывалось 16 общевойсковых, четыре танковые и две воздушные армии – в общей сложности два миллиона человек и более 45 тысяч единиц техники. Это была самая крупная группировка войск, когда-либо сформированная для проведения стратегической операции.

Сергей Круглов
Сергей Круглов – единственный чекист,
удостоенный звания рыцаря Британской империи

Наступление на рубеже Висла – Одер было неудержимым. Стремительность обуславливалась мощным первоначальным ударом, большой пробивной силой и высокой мобильностью советских войск, широким маневром и тесным взаимодействием. Исходный плацдарм для наступления находился на территории Польши, а расширен был уже на территории Германии. Темп наступления на рубеже Висла – Одер не снижался ни днем, ни ночью. На протяжении 20 дней наши войска продвигались на 20–30 километров в сутки, а танковые армии – до 70 километров. И прорвали немецкую оборону на Висле, где им противостояли войска группы армий «А».

Уже 14 января 1945 года Гитлер был вынужден отдать приказ о передислокации главных сил вермахта из района Арденн на восток. Только с 15 по 31 января против советских войск, стремительно продвигавшихся к границам рейха, было переброшено восемь немецких дивизий, в том числе четыре танковые. Это существенно облегчило положение союзников, сняв угрозу их разгрома.

Что же касается переброски немецких войск из Арденн на восток, то противнику это уже не помогло. В ходе Висло-Одерской стратегической операции бойцы Красной армии 17 января освободили Варшаву, 19-го – Краков. Этот красивейший древний город был занят немецкими оккупантами в 1939 году и стал административным центром германского генерал-губернаторства на территории оккупированной Польши. Перед отступлением гитлеровцы планировали взорвать Краков, но советским войскам удалось предотвратить эту акцию. А в Бреслау и Познани были окружены крупные группировки противника. В освобождении своей родины совместно с РККА участвовала 1-я армия Войска польского. Но свобода далась дорогой ценой: в польской земле захоронены 600 тысяч погибших и умерших от ран советских солдат и офицеров.

3 февраля наступление Красной армии на Висло-Одерском рубеже успешно завершилось. По масштабу действий и результатам оно стало одной из крупнейших стратегических операций Великой Отечественной. Были полностью разгромлены 35 немецких дивизий, еще 25 потеряли от 50 до 70 процентов личного состава. Свыше 150 тысяч солдат и офицеров противника были взяты в плен. Германские части лишились нескольких тысяч единиц боевой техники. Потери советских войск – более 100 тысяч человек, две тысячи единиц техники.

В тяжелых зимних условиях всего за 23 дня войска двух советских фронтов армии не только продвинулись вперед и освободили большую часть Польши и значительную часть Чехословакии – они вышли к Одеру и оказались на рубеже, где начиналась подготовка к взятию столицы нацистского рейха…

Висло-Одерская операция имела особое значение в стратегическом взаимодействии Москвы, Лондона и Вашингтона на Европейском ТВД, укрепив взаимное доверие между руководителями СССР, Великобритании и США. Становилось очевидным, что Германия уже не в состоянии вести боевые действия на два фронта, победа союзников не за горами.

Примечательно, что Висло-Одерская стратегическая наступательная операция завершилась за день до начала исторической Крымской (Ялтинской) конференции (4–11 февраля).

«Священная корова» Рузвельта

3 февраля во второй половине дня личный самолет Рузвельта с опознавательными знаками ВВС США и бортовым номером 272252 приземлился на аэродром близ поселка Саки в северной части Крыма. Это был четырехмоторный трансконтинентальный S-54R с собственным именем Sacred Cow («Священная корова»), специально оборудованный для главы государства: президентский салон, два помещения для помощников и конференц-зал, спальная каюта, радиотелефон, электрический лифт для инвалидного кресла – Рузвельт не мог самостоятельно передвигаться из-за паралича ног.

Во время войны он преодолел на своем самолете десятки тысяч миль над Америкой и Атлантикой. Побывал в Иране, на Мальте, в Крыму, в Египте... И ни одной поломки! История создания президентского S-54R такова. В 1938 году фирма «Дуглас» (Douglas) изготовила четырехмоторный пассажирский самолет DС-4 для трансконтинентальных линий. Когда США вступили во Вторую мировую войну, усовершенствованная к этому времени машина был принята на вооружение ВВС под кодовым обозначением С-54 «Скаймастер» (Skymaster), то есть «Хозяин неба». Всего до 1947 года было выпущено 1163 машины.

Самолет массово изготовлялся в нескольких модификациях. Лайнер с индексом R, построенный в единственном экземпляре, предназначался для дальних перелетов Франклина Рузвельта. Экипаж – семь человек, на борту могли разместиться 15 пассажиров. Внешне самолет ничем не отличался от собратьев, разве что своеобразной надписью на борту.

Рузвельт прилетел в Крым через две недели после вступления в должность президента на четвертый срок. На борт поднялись нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов и государственный секретарь США Эдвард Стеттиниус. Президенту помогли разместиться в стоявшем рядом с самолетом «Виллисе». Машина была без тента, с опущенным лобовым стеклом, со специально сконструированным сиденьем для президента и правосторонним поручнем. На этом джипе, за рулем которого сидел наш водитель в гражданской одежде, Рузвельт объехал строй почетного караула. Кстати, Красную армию он всегда называл Русской.

Спустя 20 минут после посадки «Священной коровы» на таком же «Скаймастере» американского производства, но с опознавательными знаками Британии в Саки прилетел Черчилль. Вместе с англосаксонскими лидерами в Крым прибыли их дочери – Анна Беттигер и Сара Черчилль. Дочь британского премьера была в военной форме. Она служила в должности командира отделения женского вспомогательного корпуса ВВС.

А первым в Крым приехал Сталин, даже дата была символичной – 1 февраля. Спецпоезд вождя проделал путь от Москвы до Симферополя за сутки. Но высоких гостей Дядя Джо по каким-то причинам встречать на аэродроме не стал. Хотя и уведомил их о том, что он уже на месте. Как бы там ни было, американского президента и британского премьера встречали по высшему разряду. Почетный караул, оркестр. И роскошный по военным меркам стол с напитками и закусками: водка, коньяк, вино, «русский чай» с лимоном, икра, семга…

Дорога в бронированных ЗИСах от аэродрома до Ялты заняла у высоких гостей несколько часов. Крым был освобожден от оккупантов меньше года назад – в мае 1944-го, и были еще видны последствия боев: руины, сгоревшая техника…

Все дело в фамилии Круглов

Ялтинская конференция проходила с 4 по 11 февраля. Семь официальных заседаний с участием лидеров и три встречи министров иностранных дел проходили за большим круглым столом в Белом зале Ливадийского дворца и в бильярдной. А большинство фотографий, в том числе знаменитый портрет главных участников, было сделано в Итальянском дворике. Рузвельт дал два приема в честь Сталина, хозяйкой на них была дочь Анна.

Рузвельт прилетел в Крым после вступления в должность президента на четвертый срок

За охрану, обеспечение гостей и организацию приемов отвечал первый заместитель наркома внутренних дел СССР Сергей Круглов. Позднее ему были пожалованы звание рыцаря Британской империи, английский орден Бани и американская медаль. Так Круглов вошел в историю как единственный чекист, получивший этот эксклюзивный титул. «Все дело в фамилии Круглов», – судачили тогдашние конспирологи. В самом деле, именно за круглым столом три мировых лидера на полвека вперед определили контуры не только послевоенной Европы, но во многом и мира. Несмотря на противоречия и разногласия, порой очень острые, великие политики и государственные деятели умели находить взаимоприемлемые решения.

В цепкой памяти трех главных участников конференции были свежи события на Висло-Одерском рубеже и в Арденнах. Они стали военной прелюдией исторической встречи в верхах.

Именно в Ялте были разработаны условия капитуляции гитлеровской Германии и разделения ее на оккупационные зоны. Три лидера обещали сохранить единство военного времени, создать условия для безопасного и продолжительного мира посредством «согласованной политики» трех держав в разрешении политических и экономических споров. Было решено создать международную организацию для поддержания мира и безопасности – имелась в виду ООН. Принципиально важным стало решение Сталина о вступлении СССР в войну с Японией после разгрома нацистской Германии. Обсуждалась и польская тема. Не кто иной, как советский вождь, выступал инициатором приращения польских земель на западе страны за счет территорий, ранее входивших в состав Третьего рейха.

На совместно принятых в Ялте документах, образно говоря, были и поставленные кровью подписи сотен тысяч советских солдат – участников Висло-Одерской и других крупных наступательных операций завершающего периода войны. Так что результаты конференции и роль Москвы не в последнюю очередь определялись военными успехами на советско-германском фронте. Ведь к началу конференции Красная армия уже находилась в 70 километрах от столицы «тысячелетнего рейха»…

Владимир Рощупкин,
кандидат политических наук

Популярное в

))}
Loading...
наверх