Как казаки создали своё первое государство

Червлёным Яром в старину называлась обширная территория вдоль реки Хопёр – крупного левого притока Дона, и вдоль реки Вороны – наибольшего правого притока самого Хопра. Ныне это часть территорий Воронежской, Волгоградской, Саратовской и Тамбовской областей.

Происхождение Червлёного Яра

Жившее по Хопру население впервые названо «козаками» в одной из грамот второй половины XV века. Однако особое автономное государственное образование существовало здесь минимум на столетие раньше. Уже в 1340-е или в самом начале 1350-х гг.

московский митрополит Феогност направил грамоту «к баскаком, и к сотником, и к попом и ко всем христианам Червлёного Яра». Следовательно, сама эта политическая общность должна была сложиться ещё раньше. Новгородская летопись XIV века упоминает на Хопре городок Урюпеск – нынешний Урюпинск. Из источников известно о существовании в Червлёном Яру других городов, а также православных монастырей.

Из грамоты видно, что население Червлёного Яра было православным и в политическом отношении подчинялось Золотой Орде. На последнее указывает наличие баскаков. В церковном отношении Золотая Орда входила в епархию епископа Сарайского и Подонского, назначаемого русским митрополитом. Сам факт присылки грамоты был вызван спором о церковной юрисдикции над Червлёным Яром – на него постоянно претендовал Рязанский епископ.

Мы не касаемся здесь более общего и сложного вопроса об этническом происхождении казачества. Можно допустить большее, чем где бы то ни было, участие финно-угорских народов – мордвы и мещёры в данном конкретном случае – при складывании казачества на Хопре. Преобладающими элементами, очевидно, были славянский и тюркский.

Есть ещё одна интересная деталь. Хопёрские казаки часто назывались «чигами». Многие исследователи видят в этом искажённое «зихи». Так в раннем Средневековье именовались абхазы. Намечается интересная параллель. Абхазы родственны черкесам, которые, судя по всему, сыграли значительную роль в складывании казачества вообще. Недаром ещё одним старинным названием черкесов было «касоги», откуда некоторые исследователи производят самоназвание казаков. А днепровские казаки долго именовались черкасами. И не от чигов ли название казацкого города Чигирин на Украине? В общем, здесь большой простор для гипотез и исследований этногенеза.

Вольность Червлёного Яра

Упоминание в грамоте митрополита Феогноста сотников трактуется как существование в Червлёном Яру традиционного казачьего выборного управления. Однако отсутствие упоминания атаманов при наличии баскаков позволяет думать, что казачье самоуправление тут было только на низовом уровне, а на более высоком управление осуществлялось ордынскими баскаками.

Впрочем, возможны и иные объяснения. Выборные начальники казаков Червлёного Яра могли называться баскаками на татарский манер. Как не исключено, наоборот, и то, что сотники, как баскаки, могли назначаться ордынской администрацией. Возможно и то, что здешняя политическая система не была стабильной, а претерпела значительные изменения за века. Предположение о казачьем самоуправлении в Червлёном Яру XIV-XV вв. основано на том, что мы знаем о позднейшей организации казаков, по источникам XVI-XVII вв.

Как бы то ни было, жители Червлёного Яра (не позднее середины XV века ставшие, как мы видели, именоваться казаками) были прямыми вассалами Золотой Орды, хотя на их земли постоянно заявляли претензии великие князья рязанские, а с конца XV столетия – московские. Нам неизвестно, на чьей стороне принимали участие казаки Червлёного Яра в эпохальных столкновениях Дмитрия Донского и других русских князей с Золотой Ордой. Но, по-видимому, хопёрцам было выгодно держаться татарской стороны.

Слабевшая Золотая Орда предоставляла Червлёному Яру всё более широкую самостоятельность, а крепнувшие русские княжества всё настойчивее на неё посягали. Об этом свидетельствует и следующее событие.

Переселение на Терек

Гребенские казаки на Тереке, упомянутые в повести Льва Толстого «Казаки», ведут своё начало, как доказывает историк Александр Шенников, именно от казаков Червлёного Яра. Гребенские казаки жили там, самое позднее, с XVI века. Как теперь вырисовывается, они появились там ещё в самом конце XV столетия. Их переселение было вызвано падением Золотой Орды и началом экспансии Московского государства.

Из одного-единственного источника, рассказывающего об этом переселении и ставшего известным в конце XIX века, большую роль в нём сыграли новгородские и вятские ушкуйники. В 1478 году великий московский князь Иван III присоединил к своему государству Новгород. Присоединение сопровождалось массовыми депортациями населения бывшей республики. Многие новгородцы, не желавшие примириться с новыми порядками, уходили разбойничать и в казаки. В 1489 году московские воеводы захватили и разорили последнюю вольную городскую общину в Северной Руси – Вятку. Вятчане также массами ушли на свободные земли.

Но ещё в 1480 году Золотая Орда была разгромлена крымцами и после этого пребывала в агонии. По соседству с Червлёным Яром в те же годы утвердилась Москва, присоединив к себе удельное Елецкое княжество, ранее бывшее зависимым от Рязани. Хопёрцы, как старые, как и, особенно, вновь прибывшие, всё сильнее чувствовали на себе угрозу московского самодержавия. В этих условиях значительная часть казаков Червлёного Яра приняла решение уйти туда, где ещё есть воля.

Конец Червлёного Яра

Но часть казаков осталась на Хопре и ещё долго сохраняла самостоятельность. В 1549 году ногайский мурза Юсуф жаловался московскому царю Ивану IV на грабежи купцов казаками во главе с неким Сары Азманом где-то в районе Воронежа, то есть рядом с Червлёным Яром. В последующем хопёрское казачество сливается с донским, но ещё долго сохраняет свои особенности. Хопёрские полки выделяются в составе казачьих частей.

Казаки Червлёного Яра приняли активное участие в восстаниях донских атаманов Степана Разина (1670-1671) и Кондратия Булавина (1707-1708). Во время последнего армия Петра I полностью уничтожила все старые свободы Донского войска. Червлёный Яр был разорён царскими войсками до основания, его центр Пристанский городок (ныне в черте города Новохопёрска) стёрт с лица земли.

В конце XVIII века Екатерина II решила переселить хопёрцев на Северный Кавказ и включить в состав Кубанского войска. В ответ в 1792-1794 гг. часть хопёрских казаков восстала под предводительством есаула Ивана Рубцова (забитого кнутом насмерть после взятия в плен). Это было последнее воспоминание о былой вольности Червлёного Яра.

Источник ➝

Ванга: сколько раз ошибалась знаменитая предсказательница

public domain

Споры о Ванге и приписываемом ей даре ясновидения не стихают до сих пор, а «предсказания Ванги» продолжают занимать верхние строчки запросов поисковых систем Интернета.

Не святая

Один из самых острых вопросов, который непременно возникает при обсуждении культа Ванги, – это отношение к ней православной церкви. Яростные поклонники прорицательницы любят утверждать, что её уже канонизировали. Особо яростные – что канонизировали еще при жизни: будто бы сам патриарх Болгарии Максим признал Вангу святой в 1994 году.

Есть проблема: в этом году патриарх Максим не был патриархом Болгарии. В 1992 году произошел раскол болгарской церкви и официальной главой православной болгарской церкви стал митрополит Пимен, который и отправил Максима в отставку. Кроме того, Ванга не совершала ничего из того, что может стать причиной для канонизации. Напротив – предсказывала людям будущее, что по христианским законам – грех. После своих видений, когда баба Ванга начинала говорить не своим голосом и у ней случались припадки, она утверждала, что общается с некими голосами, называла их «маленькими силами». Они с ней разговаривали, подсказывали. Не удивительно, что Церковь видела (и видит) в этих «малых и больших силах» бесов.

Отдельный разговор – о храме, который построила Ванга в Рупите. Церковь строилась, по уверениям Ванги, в честь Святой Параскевы, но по факту в церкви находится только одна её «икона». В кавычках – потому что назвать изображение иконой язык не поворачивается. Оно больше похоже на фотографию молодой девушки. Фрески в церкви напоминают изображения покойников, а не канонические изображения святых. Портрет Ванги над царским троном, портрет Ванги на фреске на входе – очевидно, что здание строилась в честь христианской святой только номинально. Интересна и причина, побудившая Вангу к строительству, – на воротах дома предсказательницы повесился Иван Благой, её охранник.

Ванга и спецслужбы

Еще в начале своей карьеры «ясновидящей», когда шла Вторая мировая война, Ванга стала объектом интереса болгарской полиции. Компетентные органы интересовались у Ванги, о чем говорят с ней посетители, представлявшие оперативный интерес. Подобные контакты известных «ясновидящих» и спецслужб не являются редкостью. Дальше – больше. Ванга была принята на работу в качестве научного сотрудника в Софийский Институт суггестологии и парапсихологии Академии наук Болгарии. Этот необычный институт был создан в 1968 году. Ванга, не любившая ученых, к сотрудникам этого научного заведения была очень лояльна. При общении с ними она хорошо усвоила методы гипноза и воздействия на людей. Когда талантливые болгарские маркетологи сделали из Ванги бренд, то к ней стали приезжать весьма влиятельные гости со всего мира. Не использовать это спецслужбы просто не могли. В Петриче была построена специальная гостиница для гостей Ванги. Персонал был должным образом проинструктирован. Поток людей к Ванге был огромным, люди неделями ждали своей очереди, общались, рассказывали о жизни.

Показательны в этом отношении воспоминания Юрия Горнего: «Во время телефонного разговора я спросил знакомого журналиста, что он делает, пока ждет встречи с Вангой, он мне сказал, что убивает время, пьет пиво и скоро собирается в баню. Я дал ему совет: перед тем, как идти париться, заклеить лейкопластырем мошонку, что он и сделал». При встрече Ванга много говорила журналисту про то, какой он большой человек, что он работает в газете «Правда». Потом последовали заверения, что в будущем у гостя все будет хорошо, но с одной оговоркой – продолжения рода у журналиста не будет, так как у него поранены детородные органы…»

Ванга и целительство

К Ванге ехали тысячи людей не только для того, чтобы узнать будущее. Люди также верили в то, что Ванга способна излечить от болезней. На поверку её «лечение» основывалось на широко известных народных методах, но рецепты, изреченные самой Вангой, люди охотно принимали на веру. Были совсем странные советы. Одной женщине, которая приехала по просьбе больного мужа, Ванга посоветовала найти красного молодого петуха, которому не исполнился год. Поймать его, вскрыть грудную клетку птицы и вырвать еще бьющееся сердце. После этого сердце опустить в бутыль с вином и поставить затем бутыль в темное место на трое суток. Потом давать мужу выпивать в течение трех вечеров по стакану этого вина. Такие вот странные колдовские методы. И это при том, что своих близких, как и себя саму, Ванга не могла вылечить. Муж её умер от цирроза печени, вызванного алкоголизмом.

Кликушество

«Феномен» Ванги достаточно убедительно можно объяснить в рамках психиатрии. Известно, что Ванга страдала истерическими припадками. Их описывает и племянница Ванги: «Узнав о приближающемся бедствии… моя тетя бледнеет, падает в обморок, с уст ее слетают бессвязные слова, а голос в такие моменты не имеет ничего общего с ее обычным голосом». В народе такая тяжелая форма истерии получила название «кликушество» (от слова «кликать», то есть истошно кричать, вопить). Явление это широко известное. Ещё в 1900 году, когда клиническая психиатрия в России только развивалась, психиатр Николай Краинский выпустил в свет книгу «Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни» с предисловием академика Владимира Бехтерева, который определял кликушество как болезненное состояние, «основу которого составляет истерический невроз».

Царь Борис и Гитлер

Племянница Ванги Красимира Стоянова в своей книге утверждает, что в апреле 1942 года Вангу посетил болгарский царь Борис, которому она предсказала смерть 28 августа. «Царь, ни о чем не спрашивая, ушел очень смущенным. Он умер 28 августа 1943 года». Также существует легенда о том, что в 1943 году к Ванге приезжал Адольф Гитлер, которому Ванга напророчила поражение от Советского Союза. Никаких документальных подтверждений ни первой, ни второй встречи не существует. Вероятнее всего, Ванга, так же, как и Вольф Мессинг, создавали свою мифологию, которая без значительных фигур была не так убедительна. Эти «исторические» встречи опровергает и тот факт, что в начале 40-х годов Ванга не была широко известна, а её «клиентами» были только жители городка Струмица.

Бизнес

Ванга была и остается очень доходным пунктом в туристическом бизнесе Болгарии. Разнообразные амулеты, книги, вещи «освященные» Вангой по сей день пользуются популярностью и хорошо раскупаются туристами. Сама Ванга встречалась со своими посетителями и предсказывала им отнюдь не бесплатно. Существовал свой прейскурант расценок. Для местных посетителей вход составлял 10 левов (20 евро), а для иностранных – 50 долларов. Деньги за приём шли в городскую казну и в Фонд имени Ванги, который возглавил один из её крестников. При этом надо учитывать, что далеко не всем из своих гостей (уже оплативших визит) Ванга говорила хотя бы слово. Многих просто не пускали на порог. Таким образом, если учесть, что количество посетителей к бабе Ванге превышало миллион человек, рентабельность её была чрезвычайно высока. Под конец жизни Ванги за её деньги развернулась нешуточная война, в которую оказались вовлечены родственники прорицательницы, Фонд Ванги, правительство Болгарии и несколько «духовных организаций» сектантского толка.

Были ли предсказания?

Разговор о «предсказаниях» Ванги заслуживает, конечно, отдельного внимания. Проблема заключается в том, что записанных пророчеств, доподлинно принадлежащих болгарской прорицательнице, почти нет. Подсчеты «правильности» предсказаний ведутся до сих пор, но они не имеют открытой методологии, без которой любые научные исследования становятся просто домыслами. Интересна в этом отношении история рубрики «политических предсказаний от Ванги», которая на протяжении полутора лет «делала тираж» журналу «Огни Болгарии». Оказалось, что журналисты сами писали тексты, а потом приносили их на сверку Ванге. Примерно так сегодня пишутся газетные гороскопы. Почитатели Ванги любят ссылаться на психолога Добрияна Величко, который будто бы провел исследование всего сказанного Вангой и показал, что в 63,8% ее предсказания всегда верны. Стали бы вы лечиться у врача, который врач на 63,8%?

Картина дня

))}
Loading...
наверх