"Восхождение" или Голгофа на русском снегу

         

     Памяти Ларисы Шепитько посвящается  

      В СССР было снято много фильмов о Великой Отечественной войне. Но все они - фальшь, за исключением одного: "Восхождение" режиссера Ларисы Шепитько. Это глубоко психологичный фильм о природе человеческого духа, о невероятно трудных душевных переживаниях человека, поставленного перед выбором между жизнью и небытием и о том, как человек приходит к своему выбору.

     Лариса Шепитько снимала фильм о героях и предателях. Но, как это бывает с гениальными художниками, ее творение неожиданно  приобрело второй, прямо противоположный замыслу автора, истинный смысл.

Она сняла одновременно фильм - реальность и фильм - утопию. Это невероятно, но гению, видимо, это по плечу! Ни сама Лариса, ни чиновники, выпускавшие фильм на большой экран, ни миллионы зрителей  в СССР не поняли, что "Восхождение" - это фильм не о войне,  а о вечном выборе, стоящем перед человеком. О выборе между добром и злом, между честью и бесчестьем, между жизнью и смертью.

      С ошеломляющей реалистичностью показывая нам поведение советских людей, попавших в экстремальную ситуацию во время войны, Лариса, совершенно того не желая и не ожидая, с такой же ошеломляющей убедительностью доказала, что самопожертвование ради блага остальных - это осознанный выбор единиц. Среднестатистический человек, которому есть ради чего и ради кого жить, НИКОГДА добровольно от жизни не откажется, даже если цена ей - предательство! Осознанный выбор между жизнью и смертью находится за пределами психических возможностей подавляющего большинства людей . Этот защитный барьер поставлен Творцом в человеческом сознании надежно и дает сбой в виде героев, возможно, в одном случае на миллион.

       Зима, которую Лариса безошибочно выбрала в качестве фона, невероятно усиливает драматизм происходящих в фильме событий и показывает, что люди в зимнем лесу не в состоянии не только воевать, но даже просто выжить. По сути, "Восхождение" - это христианская Голгофа в советской безбожной интерпретации. В Сотникове, великолепно сыгранном Борисом Плотниковым, стопроцентно угадывается Христос, а в Рыбаке, не менее талантливо изображенном Владимиром Гостюхиным - неспособный сравняться силой духа со  Спасителем и отрекшийся от него Павел.

       Рыбак - не предатель. И не трус. Он просто человек, на долю которого выпало испытание, преодоление которого находится за пределами его человеческих возможностей. А вставший перед ним выбор между жизнью и смертью - за гранью его понимания: конечно ЖИЗНЬ! Только ЖИЗНЬ!  

         Всем, кто считает себя русским человеком, советую помотреть этот потрясающий фильм. Он ставит перед нами философские вопросы, которыми люди должны задаваться всю свою жизнь. И поднимает нашу нравственную планку на высоту, достойную человека. И дает понять, что тот из нас,  кто способен пожертвовать собой ради ближнего своего, становится рядом с Творцом!   

Источник ➝

Точный расчёт? Как Николай I спас Австрийскую империю от развала

В марте 1848 года в Венгрии началась революция. В этой стране, которая входила в состав Австрийской империи, были сформированы свои органы власти и армия. Поначалу австрийский император Фердинанд не оценил должным образом венгерские события. А когда в Вене спохватились, было уже поздно.

Кризис в Австрийской империи

Открытие столкновения между венграми и австрийцами начались в октябре 1848 года. Спустя некоторое время император Фердинанд отрекся от престола в пользу племянника Франца-Иосифа. Тот, к слову, правил 68 лет.

Но наследство ему досталось неважное.

Первые месяцы война с венграми шла с переменным успехом. Но в апреле 1849 года венгерская армия перешла в наступление. Было объявлено о низложении династии Габсбургов и провозглашена республика. Венгры планировали начать наступление на Вену. Империя оказалась на грани полного краха.

Еще в январе 1849 года отдельные отряды русской армии переходили австрийскую границу для защиты городов с немецким населением от повстанцев. Но после обращения австрийского правительства, в войну вмешалась русская армия под командованием графа Ивана Паскевича.

Конечно, вторжение было воспринято венграми резко отрицательно. И европейская пресса постаралась, особенно во Франции и в Англии. Россию там называли "жандармом Европы". Но императора Николая I это особо не впечатляло.

Почему Николай I счел нужным вмешаться

У него были свои мотивы. Во-первых, он считал необходимым следовать принципам Священного союза, созданного после наполеоновских войн. То есть всячески противодействовать революционному движению в Европе. По мнению Николая, он поддерживал легитимное правительство. Так что оценки европейской прессы его не интересовали.

Но было и другое обстоятельство. Дело в том, что на стороне венгров воевали польские эмигранты. Среди них были много тех, кто участвовал в Польском восстании 1830 года. А генералы Юзеф Бем и Генрих Дембинский даже командовали венгерскими армиями.

В Петербурге, разумеется, опасались, что восстание может перекинуться на западные губернии Российской империи. А потому Николай I счел за благо откликнуться на просьбу австрийского правительства.

Вмешательство армии Паскевича резко изменило ситуацию. В течение нескольких месяцев армии повстанцев были разгромлены. Австрийское правительство восстановило контроль над Венгрией.

А спустя несколько лет "отблагодарило" Николая I, пригрозив вступить в Крымскую войну на стороне Англии и Франции. После этого отношения между двумя империями уже никогда не были по-настоящему доверительными.

Картина дня

))}
Loading...
наверх