Мальчишка с двумя звёздами Героя

Этот молодой человек с фотографии, чуть ли не мальчишка, - на самом деле летчик-ас, провоевавший всю войну от начала до конца и заслуженно получивший две звезды Героя Советского Союза.

Позвольте представить – Алексей Алелюхин. В списке лучших летчиков СССР в Великой Отечественной войне он – 13-й по сбитым немецким самолетам. Официально сбил 40 немецких самолетов лично и еще 17 в группе. Прошел путь от рядового летчика до заместителя командира полка. Начинал воевать на И-16, на котором защищал небо Одессы, закончил – на раскрашенном в красный цвет Ла-7 (за что немцы прозвали его «русским красным бароном», а сам летчик сначала собирался расстрелять техника, догадавшегося покрасить самолет в демаскирующий цвет без спроса).

Алелюхин был призван в армию в 1938 году (год рождения – 1920-й). Его направила в Борисоглбскую авиашколу. После ее окончания – Одесский военный округ, где он и встретил войну.

Он не был честолюбивым. Тот же Покрышкин всегда летал в ударной группе. Алелюхин нередко, особенно в конце войны, действовал в группе прикрытия, а атакуя парой, обычно выводил на ударную позицию своего ведомого, позволяя ему сбить немецкий самолет и получить за это славу, премию и награды.

Впрочем, у самого Алелюхина с заслуженными наградами тоже все было в порядке: 3 ордена Красного Знамени, причем первый он получил в декабре 1941 года, когда наградами не разбрасывались, два ордена Ленина, две звезды Героя, два ордена Красной Звезды, ордена Суворова и Александра Невского.

 

Интересно, что в то время, когда Алелюхин был комэском, на всех самолетах его эскадрильи была нарисована эмблема с леопардом, придуманная летчиком Евгением Дранищевым. У самолета Алелюхина дополнительно снизу фюзеляжа к красному коку была нарисована красная полоса, образующая вместе с коком стрелу.

Алексей был неоднократно ранен, а один раз, 5 мая 1944 года, очередью с Fw.190 на его машине повредило рули высоты. «Аэрокобра», на которой тогда дрался Алелюхин, попала в плоский штопор. Пришлось прыгать с парашютом. Летчик приземлился на нейтральной территории, на дерево и повис на нем. Его заметили немцы и наши солдаты, началась перестрелка. Хорошо, что удалось быстро спуститься и укрыться среди камней, а потом его под немецким обстрелом вывезли к своим.

За годы войны он летал на И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Р-39 «Аэрокобре» и Ла-7. То есть, довелось повоевать почти на всех основных типах истребителей. Много летала на штурмовки, прикрывал бомбардировщики. В общем, занимался тяжелой, обычной работой летчика-истребителя. В общей сложности совершил более 600 вылетов.

В самом конце войны он летал на именной машине с надписью:

«Алексею Алелюхину от коллектива треста № 41 НКАП».

На этом самолете он, большой любитель разрисовать свой «аппарат», изобразил на капоте пронзенное стрелой алое сердце.

 

После войны продолжил службу. Во время Корейской войны с ноября по декабрь 1950 года, будучи заместителем командира 151-й истребительной авиадивизии принимал участие в боях с американскими летчиками. В Корее ни одного самолета не сбил. Впрочем, у него и так славы было достаточно.

В дальнейшем командовал авиадивизией, был начальником разведки ВВС в Московском военном округе, дослужился до генерал-майора. Хороший был летчик.

А на военных фотографиях – почти что мальчишка. Они собственно и были, почти мальчишками, лучшие советские летчики Великой Отечественной.

Источник ➝

Чехословацкого «маршала Победы» опасались в Праге и ценили в Москве

Успех операции «Дунай» – заслуга министра обороны ЧССР

Массовое кровопролитие по ходу операции «Дунай» (1968) было предотвращено усилиями генерала армии Мартина Дзура (1919–1985). Благодаря ему Чехословакия осталась в Варшавском договоре и СЭВе.

В октябре 1941 года он был призван в словацкую марионеточную армию и направлен на германо-советский фронт. Но в январе 1943-го перешел на сторону Красной армии, с июля того года – в Первой Чехословацкой бригаде (ПЧБ), сформированной в Бузулуке (Башкирская АССР).

В этом соединении Дзур был рядовым, затем командиром взвода, с мая 1944-го – на штабных должностях и политработником. Вместе с бригадой участвовал в боях под Киевом, Белой Церковью, Жашковом, Львовом, на Дукельском перевале, в освобождении Чехословакии от нацистов.

Окончил в СССР Военную академию тыла и транспорта в 1952 году, Высшие академические курсы при ней в 1956-м, а в 1966-м – ВАГШ ВС СССР. Генерал-майор – с 23 октября 1958 года, генерал-полковник – с мая 1968-го.

Дзур был против участия ГДР в «Дунае», но Москва проигнорировала доводы чехословацкого министра

С 1958 года Мартин Дзур – начальник тыла в ранге помощника замминистра национальной обороны ЧССР. С 1961-го – заместитель министра.

Долгий путь Дзура к должности руководителя военного ведомства, которую он занимал с 1968 года, был обусловлен синдромом Жукова. В Праге, как и в Москве, власти не доверяли авторитетным военачальникам периода Второй мировой, полагая, что те могут отстранить от власти правящую номенклатуру.

В ЧССР с начала 60-х годов ситуация стала ухудшаться в связи с планами руководства страны трансформировать ее в конфедерацию Чехии и Словакии. Потому пришлось доверить Дзуру пост замминистра (в 1961-м), а с мая 1968 года – министра обороны. Притом что он выступал против конфедерализации Чехословакии.

Дзур считал ввод войск ВД единственной возможностью сохранить унитарность Чехословакии. А его авторитет в вооруженных силах был сродни жуковскому, потому его приказ не оказывать сопротивления введенным войскам выполнялся беспрекословно за исключением ряда стычек погранвойск ЧССР с подразделениями Немецкой народной армии. Дзур был против участия ГДР в «Дунае» («Армии – пять, политбюро – двойка»), так как это напоминало бы согражданам о нацистской оккупации. Но Москва проигнорировала резонный довод чехословацкого министра.

Дзур оставался на посту вплоть до своей внезапной кончины.

Советское руководство ценило и военные заслуги генерала, и его вклад в укрепление двусторонних отношений. Участие Дзура в разгроме немецко-фашистских войск отмечено орденом Красного Знамени и медалью «За освобождение Праги» (1945). В 1978-м, ровно через 10 лет после завершения операции «Дунай», генералу вручили в Москве орден Октябрьской Революции. «За заслуги в укреплении боевого содружества армий Варшавского договора и советско-чехословацкой дружбы», – гласил указ Президиума Верховного Совета СССР. А в 1983-м министр обороны ЧССР был удостоен ордена Ленина. На сей раз за выдающиеся военные заслуги и вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и Чехословакией.

Награды хранит семья легендарного военачальника.

Дзур ушел из жизни меньше, чем через месяц после кончины министра обороны СССР Дмитрия Устинова, у которого были те же симптомы быстротекущей болезни. Предположение, что авторитетные военачальники загодя устранялись для облегчения проведения перестройки, не лишено оснований.

Заголовок газетной версии – «Советские награды чехословацкого Жукова».

Алексей Чичкин,
ведущий рубрики
Мартин Дзур/Martin Dzur Дмитрий Федорович Устинов

Популярное в

))}
Loading...
наверх