Влад Свар предлагает Вам запомнить сайт «БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ»
Вы хотите запомнить сайт «БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды
Новости МирТесен
Как немцы взяли в плен два полка американцев. Декабрь 1944 г.
20 июл, 23:43
-4 4
Новости МирТесен
Популярное
Тувинцы: почему гитлеровцы прозвали их «Чёрной Смертью»

Тувинцы: почему гитлеровцы прозвали их «Чёрной Смертью»

Немцы во время Великой Отечественной войны называли тувинцев «der schwarze Tod» — «Чёрная Смерть». Тувинцы стояли насмерть даже при явном превосходстве

22 июл, 19:35
+1 0
Цари-самозванцы: сколько на самом деле их было в России

Цари-самозванцы: сколько на самом деле их было в России

Четыре десятка «Петров III», семь «царевичей Алексеев Петровичей», пять Лжедмитриев, четверо Лжеивашек… Красной нитью пронизана российская история явле

22 июл, 19:34
0 0
Маргарет Тэтчер: какой была железная леди

Маргарет Тэтчер: какой была железная леди

"Железная леди" за годы своего премьерства сумела сделать очень многое. Одним из главных дел её жизни стало уничтожение Советского Союза. Бле

22 июл, 19:25
0 0
Самые ключевые сражения Второй мировой

Самые ключевые сражения Второй мировой

Вторая мировая война велась на территории 40 стран, в ней принимало участие 72 государства. В 1941 году Германия имела сильнейшую армию в мире, но нескольк

22 июл, 19:23
0 0
Князь Меншиков: каким был фаворит Петра Великого

Князь Меншиков: каким был фаворит Петра Великого

25 октября 1714 года Александра Даниловича Меншикова избрали членом Лондонского королевского общества. При всех своих званиях Меншиков был неоднозначной фи

22 июл, 19:20
+1 0
ВХОД НА САЙТ

Первые бои в небе Вьетнама. Национальные особенности учёта

развернуть

3 апреля 1965 года над аэродром Нойбай, где расположились самолёты 921 ИАП «Сао До», висел туман. Видимость не превышала 4 км, а на высоте 300 метров находилась нижняя кромка облаков. Но над остальной частью Вьетнама «безоблачное небо»

Здесь, согласно распоряжению командования ВВС ДРВ от 2 апреля, находилось два звена МиГ-17, которые должны были вступить в бой для отражения атаки американских бомбардировщиков, участвующих в операции «Rolling Thunder».

Данную операцию американские ВВС начали 2 марта 1965 и безраздельно господствовали в воздухе так как, кроме зенитной артиллерии, никто не препятствовал их самолётам.

Проанализировав направления ударов и определив оптимальную точку перехвата, истребители ударной группы были переброшены на аэродром Нойбай возле Ханоя, и началось ожидание.

Красным цветом указана Демилитаризованная зона между южным и серверным Вьетнамом, синим - зона курсирования авианосных групп в Тонкийском заливе.

Первый бой, он трудный самый

В 9 часов утра РЛС засекли пересечение американскими самолётами границы ДРВ со стороны Тонкийского залива. Целью, по предварительным данным, являлся мост в Хамранге, который уже несколько раз бомбили ранее. В дальнейшем группа разделилась и в 9:40 вышла для удара по мостам в Тао, Долен и Хамранге.

В 9:47 произвело взлёт первое звено МиГ-17Ф, а сразу за ними, в 9:48, взлетело второе.

Первое звено заняло позицию в пространстве провинции Ниньбин. Второе, согласно целеуказанию, взяло курс 210 и направилось в сторону провинции Тханьхоа.

В 10:09 ведущий второго звена Фам Нгок Лан доложил на КП о том, что визуально наблюдает групповую цель. После этого всё звено по команде сбросило подвесные баки.

По вьетнамской версии атаке подверглись F-8E

Американцы наносили удары группами из пар, растянувшись длинной колонной и слабо контролировали воздушное пространство.

При этом в районе удара видимость составляла 8-10 км.

МиГ-17, находясь ниже ударной группы, разделились на пары. Фам Нгок Лан выбрал одну из пар в вытянувшейся колонне, и с дистанции 500 метров открыл огонь. F-8 «Крусайдер» взорвался в воздухе.

В это время вторая пара под командованием Хо Ван Кай сблизилась с противником и ведущий так же открыл огонь. Но ввиду большой дистанции открытия огня снаряды прошли мимо и противник смог уклониться.

Американские истребители опомнились и включились в бой.

В 10:15 ведомый командира звена Фан Ван Так обнаружил заходящий справа сзади на ведущего F-8 и предупредил командира. Получив приказ, он атаковал противника и самолёт получив попадания начал беспорядочно падать.

В 10:17 Фам Нгок Лан отдаёт команду ведомым возвращаться на базу, так как топливо подошло к концу. Ведомые успешно совершают посадку на аэродроме, а вот командир звена из-за выроботки топлива производит посадку на песчаную косу реки, хотя и получил команду катапультироваться перед этим.

После проявки плёнок ФКП победу Лану засчитали безоговорочно. Победу ведомого так же подтверждают.

А вот американская сторона потерю ни одного F-8E в том бою не признала. Ни от огня истребителей, ни от огня зенитной артиллерии. Зато один из F-8E эскадрильи VF-211 авианосца CVA-19 «Хэнкок», под управлением Спенса Томаса получил тяжёлые повреждения и совершил посадку на авиабазе Дананг. Впоследствии самолёт был списан, как утверждают некоторые источники. Правда ни в одном из них не приводится серийный номер самолёта. К тому же, один из источников утверждает, что этот самолёт был восстановлен и в 1967 году даже прошёл модернизацию в F-8J.

Возможно, это был именно тот, который попытался атаковать Фам Нгок Лана и был сбит-подбит его ведомым Фан Ван Таком, а потом беспорядочно «падал». А возможно и тот самый, по которому вёл огонь сам Фам Нгок Лан. По крайней мере, американская сторона утверждала, что по Спенсу стреляли три МиГа, хотя сами вьетнамцы шли в атаку парами, причём атаковали его дважды. Первый раз во время захода для удара по земле, при чём утверждается, что Спенс в этот момент был один, так как пара распалась, второй раз на высоте порядка 5000 метров, куда он выскочил после первых попаданий МиГа.

Трудно сказать кто прав. Так как в том же вылете от огня зенитной артиллерии американцы признали потерю A-4C Skyhawk Bu№ 148557 лейтенант-коммендера Р.А. Водина из эскадрильи VA-216. Пилот попал в плен.

Известный исследователь Зампини считает, что этот самолёт, A-4C, был сбит Фан Ван Таком. Правда это никак не согласуется с официальными данными и показаниями вьетнамских пилотов. Так, американцы заявляют, что Скайхоки были обстреляны в третьей атаке парой самолётов, после чего штурмовики набрали высоту порядка 3000метров(10000 футов), после чего были повторно атакованы уже одиночным МиГ-17, который был выявлен на дистанции порядка 3-4 км (2 мили). Но они оторвались от МиГа. Так как информации о том, что пара командира звена распалась, а так же информация о том, что именно его ведомый защищал от атаки одиночного самолёта – заставляет усомнится в последней «атаке». Более того, американская сторона, да и сам пилот по возвращению из плена, утверждали, что МиГи он видел в первом бою в тот день, а сбит был во втором.

При этом сам бой американская сторона сдвигает приблизительно на час.

Ну и вишенка на торте, по утверждению ряда американских исследователей, в тот день в этом районе были сбиты ещё два самолёта, кроме Скайхока, а именно:

F-100D «Супер Сейбр» (615-я тактическая истребительная эскадрилья ВВС США). Сбит зенитным огнём в районе Тханьхоа во время налёта на мост Хам-Ронг. Пилот погиб.

RF-101C «Вуду» (сер. номер 56-0075, 15-я тактическая разведывательная эскадрилья ВВС США). Сбит зенитным огнём в районе Тханьхоа во время налёта на мост Хам-Ронг. Пилот попал в плен

А теперь давайте пройдёмся по «сбитым» и потенциальной жертве. И так вид снизу F-8E, приблизительно ракурс атаки

Вид на F-8 с зади снизу, как ориентировочно атаковывала группа вьетнамских МиГов

А вот Супер Сейбр F-100 снизу

Аналогичный вид на F-100

Правда, похожи? Ну, крыло чуть-выше/ниже, но спутать очень легко.

А теперь RF-101 Voodoo

А теперь RF-101

Последний - менее всего похож. Во-первых два двигателя, во-вторых стабилизатор на киле и в-третьих изломанная задняя кромка крыла.

К чему всё это.

Я не могу точно знать, когда был сбит каждый самолёт. Так как американцы даже бой, где был повреждён самолёт Спенса, сдвинули(а сдвинули ли?) по времени. Но можно предположить, что вьетнамским звеном была атакована группа F-100, который снизу даже на хорошей качественной фотографии достаточно сильно похож на F-8. В принципе, можно даже предположить, что второй самолёт, на который претендует ведомый командира звена Фан Ван Так может быть даже RF-101. Ракурс его атаки несколько другой был, но всё же. Вот ниже фото. Попробуйте определить тип самолёта.

Трудно, правда? Сразу скажу, что это не кадры ФКП, а всего лишь кадры обучающего фильма для американских пилотов. В первом случая мы видим штопор с дымовой шашкой, во втором случае полёт в стратосфере с инверсионным следом.

Ну а третий снимок даст с лёгкостью идентифицировать героя

В общем, если подвести итог, вполне может быть, что ведущий звена сбил не F-8E и даже не A-4C, а F-100.

Но тогда нужно предположить, что звено Фам Нгок Лан «работало» не по «морячкам», а по их конкурентам из сухопутных войск. Либо и те и другие одновременно находились в одном районе. И тогда всё становится на свои места.

Сначала были атакованы F-100, которые были просто неверно идентифицированы. Как итог - один самолёт сбит, пилот погиб.

Потом был атакован самолёт разведчик, принятый за атакующий ведущего истребитель, который шёл в одиночку и его задача была - фотоконтроль результатов удара. Кстати, именно совместно с F-100 и использовались RF-101, как раз для контроля результатов авиаударов. И, вполне естественно, он шёл в хвосте группы, и на свою беду выскочил как раз в тот момент, когда МиГи завязали бой. Вьетнамский пилот мог не знать, что данный самолёт не нёс вооружения, да и не играло это никакой роли - это был враг, который должен был быть уничтожен.

Если это было так, то интересно было бы узнать и имя попавшего в плен пилота RF-101 - возможно он смог бы пролить свет на ситуацию.

А в целом, война вылилась в откровенные приписки с обеих сторон, а так же умалчивание и перекручивание фактов. Причём, иногда доходило до смешного, так, например, американская сторона признавала сбитыми от огня истребителей по несколько самолётов в день, а вьетнамская заявок не делала вовсе.

И наоборот, вьетнамцы признавали сбитыми самолёты, на которые не претендовала американская сторона.

И первый такой бой произошёл на следующий день, 4 апреля 1965 года.

Первое признание. 4 апреля 1965 года.

F-105 над Вьетнамом

Звено МиГ-17Ф в составе пилотов Тран Хань, Фам Гиай, Ле Минь Хуан, Тран Нгуен Нам взлетело в 10:22. Ведущим звена шёл Тран Хань. В 10:30 был установлен визуальный контакт с группой из четырёх F-105D и, сбросив баки, звено пошло в атаку.

В первой атаке ведущим звена был сбит F-105 ведущей пары (капитан Джеймс Магнуссон погиб при катапультировании, серийный номер самолёта Bu № 59-1764). В момент атаки ведущий второй пары американских самолётов заметил противника и подал предупреждение командиру по радио, а так же начал разворот в сторону МиГов, но ведущая пара его проигнорировала и попала под удар.

Тран Хань ведёт огонь по Магнуссону

Горящий F-105D Магнуссона, 4 апреля 1965 года

Атакующее звено «семнадцатых» разошлось на пары: первая ушла на юг от моста в Хамранге, а пара Ли Минь Хуана на север. В завязавшемся бою Ли Минь Хуан сбивает второй F-105D (майор Фрэнк Беннетт, серийный номер Bu № 59-1754).

А вот дальше начинается Голливуд.

Первое, ведущий звена, тот самый майор Беннет, по американской версии, не вступает в бой, а выходит из него, забрав вторую пару, и отправляется в сторону Дананга, но на удалении 10-12 миль от Дананга двигатель у F-105 останавливается и майор катапультируется. Его подбирает спасательный вертолёт.

Самолёт официально потерян, но не сбит.

А в это время звено МиГов ведёт неравный бой с превосходящими силами противника. Цитата выжившего участника боя, Тран Ханя:

«Бой продолжался, за счет численного превосходства (!прим. автора: как?!! Ведь атаковали звено из 4-х самолётов и один сбили, как могут быть превосходящие силы?) противник сбил самолеты Фам Гиая, Ли Минь Хуана и Тран Нгуен Нама.
Мне удалось выкрутиться только за счет маневрирования с высокими перегрузками, но в ходе маневров я потерял связь с наземным пунктом управления. Топливо кончалось, следовало садиться на первой подходящей площадке. Я приземлился в долине Китам, провинция Нгьеан. Едва я покинул самолет, как попал под арест. Мне удалось доказать, что я не американец только показав на опознавательные знаки истребителя. Гарнизоном провинциального центра командовал мой старый товарищ, с которым я воевал еще с французами в составе 320-й пехотной дивизии. После гостеприимного угощения я вернулся в свой полк.»

Повторюсь, по американской версии, самолёты сразу вышли из боя, бой не вели и, самое главное, МиГи не сбивали.

Это было бы смешно, если бы не так трагично – все ведомые Тран Ханя погибли. Наиболее вероятным представляется вариант, что бой всё же был, с участием F-105 и группы прикрытия, о которой Тран Хань не сказал ни слова, пусть и скоротечный. Ведомые, молодые пилоты, не смогли удержаться в строю и потеряли своих ведущих, а ведущий второй пары и командира звена. После того, как американцы ушли, найти «своих» не смогли. И именно тогда погибли три пилота. Погибли, скорее всего, от огня своей зенитной артиллерии, которая почти всю войну будет бить и по своим, и по чужим. Или после выработки топлива разбились при вынужденно, или катапультировались, но не смогли выйти к своим, а может даже не избежали того, что избежал их командир - были расстреляны как вражеские пилоты,

Слева направо участники боя 04.04.1965: Тран Хань, Фам Гиай, Ле Минь Хуан, Тран Нгуен Нам

А во Вьетнаме 3 апреля 1965 года считается днём рождения ВВС и вьетнамцы на 100% уверены, что сбили тогда два первых истребителя США. 4 апреля это следующий день. День, когда победы признали и американцы. Когда стали оглядываться в небе, которое, как им казалось, было ихним.

Но ещё долгие годы результаты ожесточённых схваток будут оспариваться и пересматриваться каждой из сторон.


Источник →

Ключевые слова: история
Опубликовано 11.06.2017 в 14:05

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Венелайне Поручик
Венелайне Поручик 12 июня, в 18:29 Сослуживцы, воевавшие во Вьетнаме, ругали вьетнамскую систему учета самыми последними словами. Сбитый самолет засчитывался только в двух случаях: при наличии летчика или его тела, при наличии заводской бирки самолета с типом и заводским номером.
Найти все эти артефакты при поражении самолета с боекомплектом на большой высоте, при массе БЧ ракеты С-75 200 кг, да еще над джунглями и рисовыми чекам просто нереально.
Поэтому количество потерянных янки самолетов (3000) очень занижено.
Текст скрыт развернуть
7
65aleksey-s@rambler.ru Леонтьев
65aleksey-s@rambler.ru Леонтьев 13 июня, в 15:21 Одна знакомая американка подарила мне книгу об Ф-105. Тех парней мне немного жаль. Знаменитый TOP GUN
был создан из-за отсутствия асов в US.AF. в то время как Вьетнамских лётчиков было несколько Нгуен Ван Хи был первым. Наши там не воевали!
Вот потери
По нашим данным во Вьетнаме было сбито 3299 +?
С 1965 -1973 по данным 189 Мировой Авиации США потеряли 514 Фантомов
33 сбили МиГи, 37 ЗРК, 372 зенитки 9 на аэродромах и63 разбились
Потери авиации Северного Вьетнама
• Микоян и Гуревич МиГ-17
• — не менее 68—71 самолёта (без учёта небоевых потерь)[6]
• Шэньян F-6(это Китайский вариант МиГ-19)
• — не менее 5—9 самолётов (без учёта небоевых потерь)[7]
• Микоян и Гуревич МиГ-21
• — не менее 66—69 самолётов (без учёта небоевых потерь)[8]
Выход Штатов из войны-ОГРОМНЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПОТЕРИ. Я уж и не помню от куда брал данные, но то что можно посмотреть Уголок Неба.и Мировую Авиацию.
Текст скрыт развернуть
1
Artimarti Marttyyri
Artimarti Marttyyri 14 июня, в 07:23 Так вот и воевали вьетнамцы-летчик у них был Ли Си Цин и сбивал он амеров на самолете Иль Ю Шин Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 3
Комментарии Facebook

Комментарии к фото